Бандитское нападение на Карейское подворье афонского монастыря Есфигмен

 Павел Троицкий

 

Бандитское нападение на Карейское подворье афонского монастыря Есфигмен.

 

Как известно, все афонские монастыри имеют подворья в Карее, главном административном центре Афона. Исключение составляет разве только монастырь Кутлумуш, который сам находится в столице Афона. На подворьях останавливаются монахи и, кроме того, живут антипросопы, представители монастырей в главном органе управления Афоном – Священном Киноте. Монастырь Есфигмен в 1965 году отказался поминать Константинопольского патриарха Афинагора, после того как тот самочинно «снял» анафему с католической церкви. Надо отметить, что тогда непоминающими были не только Есфигмен, но и несколько других монастырей. Когда в 1972 году патриарх Афинагор умер, то возникла надежда, что новый патриарх Димитрий отвергнет униатские устремления своего предшественника. Священный Кинот распространил послание, в котором говорил, что со смертью Афинагора для насельников Святой Горы, отпали причины, побудившие не поминать своего епископа. Но патриарх Димитрий продолжал курс своего предшественника и в своей интронизационной речи 18 июля  подтвердил приверженность Константинополя экуменизму и ВСЦ и сказал о “неотложной нужде приступить к диалогу прежде всего с исламом и затем с другими великими монотеистическими религиями”. Поэтому 7 монастырей по-прежнему отказывались поминать Константинопольского Патриарха.

Не надо говорить, что с приходом к власти патриарха Варфоломея ситуация не изменилась. Но со временем всем монастырям кроме Есфигмена пришлось изменить свою позицию. В ответ на обвинения в ереси патриарх Варфоломей решил действовать по принципу «сам дурак» и объявил есфигменцев еретиками! Наверное, вся их ересь состоит в том, что они не веруют в непогрешимого папу стамбульского. Любому  здравомыслящему человеку, хоть немного знакомому с учением Церкви, ясно, что есфигменцев в худшем случае можно объявить раскольниками, но никак не еретиками. Но этого явно не достаточно, так как по афонским установлениям пребывание на Афоне запрещено именно еретикам.

Есфигмен со своими обличениями стал «бельмом на глазу» у Константинополя. Поэтому патриарх принял постановление о создании новой общины, которая должна была принять на себя все юридические права монастыря. Но бесправный монастырь, пользующийся поддержкой у населения греческой Македонии, продолжал отлично существовать и без всяких прав. Во многом это определяется уважением к бескомпромиссной позиции монастыря.

В 2005 году игумен Есфигменского монастыря Мефодий сказал: «Мы знаем, что нам может помочь только Бог, мы на Него уповаем и никуда обращаться в данный момент не собираемся. Они хотят поставить сюда новую братию, избрать нового игумена и потихоньку забрать у зилотов единственный монастырь. И это неправильно, потому что игумен избирается внутри монастыря, а не снаружи. Он должен прожить в  монастыре приблизительно 10 лет, и только потом эта кандидатура может быть рассмотрена. Тем более что по возрасту он должен быть старше 45 лет. Поставляемый же сюда новый игумен не отвечает всем этим требованиям, так как пришел из мира и не имеет достаточного духовного опыта. На Афоне по закону может быть только 20 монастырей, а сейчас получилось 21. Необходимо отметить, что гонения на зилотов идут давно. Много на Афоне было келиотов–старостильников. Но после их смерти омологии не выдавались их ученикам, и постепенно эти кельи вымирали.

Таким приемом постепенно нас удаляют отсюда, но тогда придет очередь других: русских, сербов, болгар, румын. Уже сейчас негласно проводится эта политика. Это будет плохо для Святой Горы. Потому что братство тут должно быть многонациональным, если будет братия только одной национальности, то они смогут делать то, что захотят …

Константинопольский патриарх молится с турками, с протестантами, с женщинами-священниками. Экуменисты показывают нам таким образом «любовь». В этом случае патриарх находится в экуменической ереси. Многие иерархи думают, что они имеют право выбирать, с кем молиться, но это все ложь. Мы об этом знаем. Мы не остановимся, и что хочет Господь, то и будет. Мы прекрасно знаем, что православие не может быть религией только одной национальности. Православие исповедуют и греки, и русские, и болгары и другие народы. Тем более что пророчества святых отцов ясно свидетельствуют, что именно русские должны придти в Константинополь и исправить греческое общество. Мы всегда с русскими жили в дружбе, и русские часто помогали нам. Мы должны быть вместе. Всех отцов в разных концах земли, для которых важна эта тема, мы просим, чтобы они нас поддержали, потому что это вопрос исповедания веры».

Стало ясно, что надо было как-то форсировать ситуацию, и 24 ноября 2005 года «квазиесфигменское» братство совершило налет на кунак монастыря в Карее. Монахи, призванные быть ангелами во плоти, вооружились заступами и кирками и стали сокрушать ворота подворья. Итог был любопытен: в октябре 2006 года шесть монахов монастыря Есфигмен и трое бывших насельников обители получили по два года тюрьмы каждый (условно) за нарушение общественного порядка и незаконное занятие церковных зданий.

В Константинополе, конечно, не удовлетворены столь мизерными результатами и заставляют квазибратство действовать более активно. В отчаянии, те не могут придумать ничего лучшего, как пытаться проломить головой стену. Не будет результата, будет много крови, но зато будет видно усердие в деле послушания. И вот ранним утром 20 декабря представители нового братства Есфигмена, поддержанные какими-то мирянами в количестве 10-15 человек, вооружившись палками и ломами, повторили попытку захвата Есфигменского кунака. Но, видимо, нападавшие не учли, что на сегодняшний день Есфигмен является одним из самых больших монастырей на Афоне (более 100 человек), поэтому на кунаке оказалось в тот момент 12 человек. Завязалась нешуточная драка, в ходе которой по два человека с обеих сторон получили тяжелые ранения. Несколько человек отделались легкими травмами. После этих событий на кунак прибыло еще около 10 есфигменцев. На место происшествия прибыло более десяти полицейских и спецназовцев.

Все эти «операции», явно санкционированные Константинополем, приносят большой вред репутации Святой Горы, вызывают удивление у верующих всех стран и континентов, но, очевидно, церковных политиков это мало волнует. Для достижения каких-то, только им ведомых целей, все средства хороши – вплоть до лома и кулаков. Любопытно, что если есфигменцы в 2006 году пытались примириться с Константинопольским патриархом и выразили ему поддержку в трудном противостоянии властям Турции, то Папа Римский, из-за которого началась эта многолетняя история, действует совсем в противоположном направлении. Недавно он отказался от единственного приемлемого с точки зрения православной экклизиологии термина «патриарх Запад», что по мнению даже константинопольских богословов делает невозможным использование термина «Церковь-сестра», столь любимого экуменистами. Стоит задаться только одним вопросом: «Неужели Фанару ближе католики, которые в лице своего нового папы не очень-то стремятся в объятия православных, чем единоверцы и единоплеменники, подвизающееся в святом для любого верующего человека месте – Святой Горе?»