Это первая книга из серии «Русский Афон», в которую войдут произведения как современных авторов, так и исторические материалы прошлых лет. У издательства большой опыт выпуска подобной литературы. Уже были изданы в рамках другой серии Григорович-Барский, Кондаков, инок Парфений, но теперь в планах издательства выпустить всю самую важную литературу об Русском Афоне XIX -XI веков.
Книга Павла Троицкого рассказывает о становлении русского Афона и о его закате в начале XX века. Когда в 30-х годах XIX века началось возвращение русских иноков на Афон, обнаружилось, что у них больше нет обители, в которой можно было бы придерживаться привычного общежительного устава и врата которой были бы всегда открыты для прибывающих новичков. Русский Пантелеимонов монастырь в те годы населяли греки, и из-за разного рода искушений русским было трудно там жить. И тогда Бог указывает двум друзьям, монахам, пришельцам из России, келлию под названием Серай, и через некоторое время на Афоне появляется первая обитель великороссов. Вскоре оказывается, что выбор был неслучаен и эта келлия уже своею историей связана с Россией. Ею в разные годы владели два Константинопольских Патриарха: оба они кончили свой жизненный путь в России, причем в одном и том же монастыре в Лубнах. Первый стал почитаемым у нас святым свт. Афанасием, а второй возобновитель келлии, патриарх Серафим, был большим другом России и у нее нашел в трудную минуту прибежище и защиту. И более того скоро выяснилось, что храм келлии еще в древности был посвящен св. ап. Андрею Первозванному – покровителю России. Так Серай стал именоваться Андреевским скитом.
Подробному описанию русских келлий Святой Горы посвящена вторая глава: «История крупнейших русских келлий Афона»
На Святой Горе существовала тогда возможность заплатив значительную сумму и подписав соответствующий договор на аренду (омологию) приобрести у одного из монастырей келлию расположенную на его территории. Там, где келлия переходила в русские руки, конечно же, появлялись новые и новые соотечественники. И вот по Афону начинают расти маленькие обители - келлии, число монахов в которых иногда достигает сотни: Златоустовская, Троицкая, Крестовоздвиженская… Энергия простого русского верующего человека получает возможность воплотиться в реальные дела. Строятся прекрасные храмы, открываются издательства и миссии (например, татарская, для которой было издано 20 тысяч православных брошюр на татарском языке), организуются монашеские школы, подворья в России и Константинополе. Русские афонцы восстанавливают заброшенные монастыри на Святой Земле, возрождают знаменитую Высоко-Дечанскую Лавру.
Такой рост числа русских обителей вызывает недовольство у греческих монастырей, которые хотя и инициировали этот процесс сами, но не ожидали такой активности от русских келлиотов. Возникают распри, национальная вражда, денежные тяжбы. Чтобы наладить духовную жизнь новых обителей, обеспечить насельников средствами к существованию, дать молодым монахам духовное образование и защитить обители от несправедливых нападок 14 мая 1896 года на Афоне создается монашеская организация «Братство русских келлий».
На юго-западе Афонского полуострова на берегу моря находится место, называемое Каруля. На этих скалах, кажущихся с моря неприступными, издревле жили строгие подвижники, которым передавали пищу с моря с помощью особого подъемного устройства (отсюда и название скита «Каруля»). Перед революцией здесь жили в основном русские монахи.
. У нас есть прекрасная житийная литература, но нам явно не хватает православной исторической литературы, которая приводила бы объективные исторические факты и давала бы им разумные объяснения. Каждый человек должен учиться на своих ошибках, тем более это должен делать каждый народ. Понять, осознать бывшие искушения – это путь избавления от новых. Будем надеяться, что эти исторические материалы помогут русским монахам в их будущем обустройстве на Афоне.
Книга имеется в продаже: Книжная галерея "НИНА". Улица Бахрушина, д. 28, м. Павелецкая, против кинотеатра Пять звезд. Тел 959-20-94, 959-21-03; www.kniginina.ru