neprinim1.htm
 

Не принимать ИНН

Правовые основания законности отказа верующих православных христиан от принятия ИНН

Многие жители нашего района подписали заявление физического лица о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства, то есть после подписания и направления заявления ему будет присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В заявлении указаны подробные сведения о личности гражданина. Обращает на себя внимание тот факт, что заявление необходимо подписывать и что рядом с рамочкой для подписи расположен штрих-код.

Платить любые налоги в казну государства есть обязанность гражданина Российской Федерации. Однако при этом оформлять какие-либо письменные за-

53


явления о выделении идентификационных номеров, да и любых других, никогда не требовалось на протяжении всей Российской истории во все века.

7 марта 2000 года Священный Синод выразил свое беспокойство и недоумение по поводу присвоения каждому трудящемуся человеку по его заявлению индивидуального налогового кода. Отмечено, что многие христиане, почитающие как святыню имя, данное им при крещении, считают недостойным просить у государства, чтобы оно присвоило ему некое «имя» в виде числа. Другим немаловажным вопросом, по которому обращаются верующие, как указано в заявлении, является проблема символики, используемая при регистрации граждан. В некоторых документах содержится или будет содержаться штрих-код, в котором по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа/666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова, как число антихриста (Откр. 13, 16-18).

Священный Синод обратился к властям и напомнил государству, что согласно нормам светского права, в частности Российской Конституции сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст. 24).

8 действительности, что же мы имеем? То, что в заявлении физического лица о выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства имеются реквизиты с обозначением даты и места рождения, фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, место жительства, данные военного билета и паспорта, их серии, когда и кем выдан. Все эти сведения будут заложены в компьютер, и каждому будет дано число, т.е. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

А есть ли на это желание граждан? И как соотнести подписание этих заявлений с Федеральным Законом от 26 сентября 1997 г. № 125 — ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому в Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Об этом говорит ст. 3 закона.

Подписание заявления со штрих-кодом неприемлемо для верующего человека. Не каждый желал бы иметь личный электронный номер, а тем более со штрих-кодом. А согласно ст. 2 п. 2 вышеназванного закона, права гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются Федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу вероисповедания... должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания... действует настоящий закон.

Таким образом. Налоговый Кодекс, и в частности ст. 84, предусматривающая присвоение налогоплательщикам ИНН, противоречит ст. 2 и ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

А поэтому верующие вправе делать выбор — принимать ему ИНН или нет. Правовые основания к отказу от принятия ИНН имеются.

Также имеются все основания для граждан, не являющихся предпринимателями, отказываться от подписания самого «заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жи-

54


тельства», поскольку подписание и заполнение этих заявлений не предусмотрено ни законом, в частности. Налоговым кодексом РФ, ни подзаконными нормативными актами, в частности, приказом Государственной налоговой службой Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Статья 19 Налогового кодекса РФ говорит о том, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статья 83 Налогового кодекса говорит нам об учете налогоплательщиков, при этом имеет в виду организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям.

Анализ этой статьи говорит нам о том. что организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговый орган по месту жительства. при этом подают заявления.

Однако для физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям. не предусмотрено данной статьей написание каких-либо заявлений. Пункт 6 данной статьи гласит: «постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям и лицам, указанным в п. 6 настоящей статьи, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе ИНФОРМАЦИИ (хотелось бы обратить внимание читателя, что информации, а не заявления), представляемой органами. указанными в статье 85 настоящего Кодекса».

Об этом же, нам указывают п.п. 3.5 и 3.6 вышеизложенного приказа Государственной налоговой службы РФ от 27.11.98 г. № ГБ-3-12/309. Они отсылают нас к пп. 3,4,5,6,7 ст. 85 НК РФ:

• п.З ст. 85. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, либо регистрацию рождения и смерти физических лиц (к таковым могут быть отнесены паспортные столы, ЗАГСы);

• п. 4. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества (наверно, можно отнести БТИ, регистрационные палаты и т.п.). Этот пункт говорит об органах, регистрирующих транспортные средства (наверно, это отнесено к территориальным ГИБДД);

• п.5. Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения соцзащиты населения и иные аналогичные учреждения...;

• п.6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия и нотариусы, осуществляющие частную практику...;

• п.7. Органы осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с использованием этими ресурсами...

Таким образом, на граждан, не занимающихся предпринимательством (а таких большинство в России), не возлагается писать заявление установленных форм, как со штрих-кодом, так и без штрих-кода.

55


Однако п. 3.10 приказа Госналогслужбы предусматривает для физического лица право (а не обязанность) обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением по форме № 12-2-2 для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, если у него возникнет таковая необходимость.

Таким образом, анализ налогового законодательства свидетельствует о том, что подписание заявлений физических лиц о выдаче свидетельств о постановки на учет в налоговом органе по месту жительства для граждан, которые не являются предпринимателями, не обязателен. Постановка их на учет в налоговый орган осуществляется по информации, направляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Только по своему желанию граждане, не являющиеся предпринимателями, могут заполнить эти заявления и направить в налоговый орган. Вместе с тем, отказ от подписания таковых^заявлений не влечет каких-либо юридических последствий и наказаний в отношении тех лиц. которые не желают иметь ИНН. Всякое ущемление прав граждан по мотивам отказа от подписания заявления является незаконным. К примеру увольнение с работы, отказ нотариусом удостоверить договор дарения по тем основаниям, что нет ИНН, отказ регистрационной палатой удостоверить договор купли-продажи квартиры по этим же основаниям и т.п.

Хотелось бы привести содержание п. 5.7 вышеуказанного приказа Госналогслужбы: «идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места жительства физического лица не изменяется»; п. 5.8: «в случае смерти физического лица присвоенный ему идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) признается недействительным».

Выводы из этого читатель сделает сам. Мы разъясняем и комментируем юридическую строну этого вопроса.

М.М. Оболенский, В. И. Пустынников, юристы