Комментарии11 к некоторым статьям Конституции и Налогового Кодекса РФ
(имеющим отношение к проблеме ИНН и смежным вопросам)
Конституция Российской Федерации
Ст. 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
КОММЕНТАРИЙ: Это значит, что гарантированные Конституцией права и свободы не нуждаются в каких-либо дополнительных условиях или разрешениях для того, чтобы осуществляться. В частности, участие лица в гражданско-правовых или трудовых отношениях, его социальное обеспечение и любые другие существенные права не могут быть поставлены в зависимость от принятия или непринятия ИНН или иных средств идентификации, по крайней мере до тех пор, пока личность и гражданство человека удостоверяются традиционными (не электронными) документами.
Ст. 19, ч. 2. ...Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
КОММЕНТАРИЙ: Православные граждане считают неприемлемым для себя принятие ИНН, а также документов с антихристианской символикой (в частности, штрих-кодами), именно по религиозным убеждениям. Ограничение любых их прав по причине отказа от этих технологий идентификации фактически является ограничением по религиозной принадлежности, поскольку атеисты и представители других вероисповеданий не выражают аналогичного религиозного отношения к данным вопросам. Такое ограничение прав прямо запрещено данной статьей.
Ст. 21, ч. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
КОММЕНТАРИЙ: Не только среди православных, но и в самых широких кругах общественности постепенно распространяется понимание того, что ИНН оскорбляет достоинство личности. Это создает возможность апеллировать к данной статье. Например, отказ гражданина от ИНН может быть им обоснован не только религиозными причинами, но и — со ссылкой на данную статью — твердым убеждением в оскорбительности использования ИНН вместо личного имени человека, умалении тем самым достоинства
Эти комментарии не являются официальным толкованием законодательства. Они представляют собой юридический анализ отдельных статей законов, выполненный независимыми специалистами по запросу Общественного Движения «За право жить без ИНН» (Ред.) 34
личности. Если гражданин настаивает, чтобы в документах фигурировало его личное имя, а государственный орган пытается вместо этого внедрить цифровой код, уподобляющий человека пронумерованному стадному животному или инвентарной вещи, то гражданин имеет все основания для обращения в суд с иском о защите чести и достоинства
Ст. 24, ч. 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
КОММЕНТАРИЙ: Аналогично предыдущ., никакие органы не могут ответственно гарантировать, что «использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия» будет полностью исключено, особенно если это лицо даст согласие на «сбор и хранение» такой информации — например, в форме заполнения Заявления или Анкеты для постановки на налоговый учет. Самые совершенные технические средства не могут даже в принципе обеспечить полную конфиденциальность. В то же время уже давно известны конкретные факты не санкционированного гражданами массового распространения сведений о них. Достаточно упомянуть о свободно продаваемых на уличных рынках (по крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге) компакт-дисках с компьютерными базами данных. Информация на таких дисках— паспортные сведения, адреса места жительства и иные персональные данные населения целых городов — очевидно, украдена (или незаконно куплена) компьютерными «пиратами» в государственных органах внутренних дел. Это факт, который опровергает любые заверения в надежности «системы». Таким образом, выполнение этой нормы Конституции — недопущение использования и распространения личной информации без согласия гражданина — возможно только в случае непредоставления им такой информации, что и может служить конституционной правовой основой для уклонения от «добровольного» обращения в налоговые органы за ИНН.
Ст. 24, ч. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
КОММЕНТАРИЙ: Если «документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы» гражданина, будут существовать только в машинно-читаемом виде (как, в частности, его собственный «электронный паспорт»), эта норма Конституции станет практически не действующей, т.к. гарантируемое ею «ознакомление» потребует применения специальных технических средств, в отличие от человеко-читаемых документов. Возможность выполнения Конституции окажется поставленной в зависимость от наличия или отсутствия у данного человека необходимых технических средств, от их работоспособности, умения ими пользоваться и проч. факторов. Кроме того, гражданин никак не сможет удостовериться, что его персональные данные не соединены в машинном представлении с какой-либо дополнительной (избыточной) информацией, оскорбляющей его религиозные
35
чувства, например, антихристианской символикой (как это имеет место в случае штрих-кода), поскольку для выяснения этого потребуются еще и специальные знания.
Ст. 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
КОММЕНТАРИЙ: Здесь важно, что эта статья гарантирует право не только «свободно выбирать», но и «действовать в соответствии» со своими религиозными и иными убеждениями. Отказ православных от ИНН — это именно действие в соответствии с религиозными убеждениями; право на него предоставлено Конституцией; а поскольку это действие не противоречит никаким другим законам, оно является законным. Отсюда полная несостоятельность заявлений МНС типа: «отказ от ИНН не предусмотрен действующим законодательством». Если технология оформления такого отказа не предусмотрена внутренними нормативными актами МНС, то МНС обязано немедленно принести их в соответствие с Конституцией — чтобы дать возможность гражданам реализовать свое законное конституционное право действовать в соответствии с убеждениями. Если МНС считает такие действия граждан незаконными — оно обязано доказывать их незаконность. И если даже не все, а лишь часть православных граждан заявляют, что неприятие ИНН — следствие их религиозных убеждений, налоговые органы не вправе им указывать на выдержки из церковных документов или мнения отдельных священнослужителей, которыми якобы обосновывается допустимость ИНН для верующих. Нет никакой необходимости вести «богословские споры» с МНС; достаточно личного убеждения любого гражданина в том, что принятие ИНН противоречит его религиозным взглядам, т.к. Конституция гарантирует «право ... иметь и распространять ... и действовать в соответствии...» каждому гражданину, а не только религиозным объединениям и их официальным представителям.
Ст. 55, ч. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
ч. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
КОММЕНТАРИЙ: Эта статья могла бы послужить основанием для законодательной инициативы, направленной на пересмотр Налогового Кодекса РФ с целью удаления из него любых упоминаний о тотальной идентификации (ИНН, «единый реестр» и проч.), как противоречащего Конституции законодательного обоснования практики умаления прав и свобод человека. Причем часть 3, примененная к рассматриваемой ситуации, определяет, что
36
и НК РФ не должен, например, ограничивать права и свободы граждан в отношении неприкосновенности частной жизни, т.к. это не является необходимым для целей, исчерпывающее перечисление которых дано в статье. Кроме того, данная статья исключает возможность такой, поддерживаемой МНС, трактовки НК, которая ставит интересы государства выше интересов гражданина, оправдывая этим вторжение в его личную жизнь.
Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ)
Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу
1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков ... установленные настоящим Кодексом;
3) изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;...
7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе.
КОММЕНТАРИЙ: Нормативные акты самого МНС, регулирующие порядок присвоения и использования ИНН, могут быть оспорены в суде и признаны недействительными на основании этой статьи. Так, действия налоговых органов по принуждению к присвоению ИНН несомненно отменяют или ограничивают право налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, не обращаться в налоговый орган с заявлением и, соответственно, не получать ИНН. Такое право вытекает из ст. 83 (см. коммент. к ней). Кроме того, в тексте НК несколько раз используется термин «ИНН», хотя его определение в ст. 11 (Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе) отсутствует. Это дает возможность оспаривать нормативные акты МНС, пользуясь п. 1.8). ст. 6, т.к. применяемое в них понимание термина «ИНН» может быть признано измененным по сравнению с Кодексом (где оно вообще никак не определено).
37
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики имеют право:
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам...
КОММЕНТАРИЙ: Т.е. если налоговые органы или их должностные лица требуют заявления о получении ИНН, либо обязательного указания ИНН в документах, либо заставляют организации предоставлять сведения о работниках и их ИНН — а все такие требования и акты являются неправомерными — то налогоплательщик (физическое лицо либо представитель организации) на совершенно законном основании вправе их не выполнять, не дожидаясь, например, судебного решения.
Статья 80. Налоговая декларация
2. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
В случаях, установленных настоящим Кодексом, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.
Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения...
4. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
5. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
КОММЕНТАРИЙ: Хотя этой статьей оговорена «установленная форма» налоговой декларации, чем и пользуются налоговые органы, помещая на разработанных ими бланках поле для ИНН и штрих-код, но декларация без этих нежелательных элементов не может быть признана недействительной. Вообще, п. 2 ясно устанавливает отсутствие каких-либо оснований для отказа в принятии декларации. Если налоговый орган в нарушение этой статьи не принимает декларацию без ИНН и/или штрих-кода, то эта же статья дает основания сдать декларацию двумя другими способами: при помощи дискеты (формат данных на которой Кодексом вообще не определен) или по почте. Хотя п. 4 упоминает ИНН, он не носит ни обязывающего, ни ограничительного, ни исчерпывающего характера. Нигде в НК не сказано, что «налогоплательщик обязан указывать ИНН в декларации», или что «декларация без ИНН не принимается», или что
38
принимается «только с ИНН». По самой своей формулировке этот пункт может быть применен лишь для разрешения спора о том, следует ли указывать ИНН для всех видов налогов (как «единый»), или нет — если такой спор вдруг возникнет. Применение же этого пункта как обоснования обязательности включения ИНН в декларацию является существенно расширенным толкованием смысла закона, не согласованным с остальным содержанием Кодекса. Кроме того, п. 5 данной статьи может быть напрямую использован для отказа от включения ИНН в декларацию, т.к. ИНН, несомненно, никак не связан ни с «исчислением», ни с «уплатой налогов». В отношении же того, что именно может быть расценено как нарушение правил составления декларации, см. ст. 121 и коммент. к ней.
Статья 83. Учет налогоплательщиков
1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению...
2. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога...
5. ...Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса...
7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
8. В случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 5 и пунктом 7 настоящей статьи, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет...
10. Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
КОММЕНТАРИЙ: В данной статье об ИНН не упоминается вовсе, поэтому ссылки на нее инспекций МНС для обоснования своей деятельности по внедрению ИНН, строго говоря, неправомерны. Обычный ход «доказательств»
39
своей правоты у налоговых органов такой: на основании п. 5 или 7 гражданин, даже не являющийся индивидуальным предпринимателем, должен быть поставлен на налоговый учет (самим налоговым органом, без заявления); соответственно, на основании п. 8 ему должно быть направлено уведомление об этом; а в соответствии с п. 7 ст. 84 ему присваивается ИНН, который и указывается в этом уведомлении.
Однако стоит обратить внимание на п. 2 данной статьи, из которого очевидно, что только организации и индивидуальные предприниматели безусловно обязаны встать на учет — просто по факту своего существования в данном качестве; для граждан, не являющихся предпринимателями, подавать заявления для постановки на учет не предписано законом (даже если они подлежат учету). Поэтому и п. 7 нельзя трактовать как требование всем гражданам вставать на налоговый учет, а только как указание на источник информации, из которого при необходимости (определяемой, в частности, п. 10 данной статьи и другими статьями НК) берутся нужные для этого сведения. Также и п. 1 говорит не о том, кто должен находится на налоговом учете, а о месте осуществления такого учета (если учет, опять-таки, обязателен для данного лица).
Если гражданин владеет налогообдагаемым имуществом, налоговый орган действительно должен поставить его на учет, без всякого заявления со стороны гражданина. И должен^«незамеддительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет». Однако может ли налоговый орган при этом указывать в уведомлении (и вообще, как-то открыто использовать) присвоенный им данному лицу ИНН — вопрос спорный. Использование ИНН без личного заявления о его получении со стороны гражданина не может быть прямо основано на ст. 83, т.к. в ней об ИНН нет упоминаний. Гражданин вправе расценить такое самоуправство налогового органа как оскорбление личности и действовать в направлении судебной защиты своей чести и достоинства. Кроме того, такой ИНН не может быть подтвержден свидетельством, поскольку гражданин не заявлял желание его подучить. Гражданин может просто не признавать, что именно этот ИНН принадлежит ему. Что же касается отношения к данной ситуации п. 7 ст. 84, то см. коммент. к ней.
Отметим еще следующее. Если организация, в которой работает гражданин, по собственной инициативе (на самом деле — под давлением налогового органа) без заявления гражданина передала налоговому органу сведения о нем, и на этом основании ему был присвоен ИНН, то точно так же открытое использование кем-либо такого ИНН, не подтвержденного документально (т.к. свидетельство, содержащее ИНН, может быть оформлено только по заявлению гражданина). будет неправомерным, юридически ничтожным и оспоримым, как оскорбительное.
Статья 84. Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика
1. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет...
40
См. приказ Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц"
При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках — физических лицах включаются также их персональные данные:
фамилия, имя, отчество;
дата и место рождения;
пол;
адрес места жительства;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; \^
гражданство...
2. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
3. Об изменениях в уставных и других учредительных документах... организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете... Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган...
4. Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.
5. В случае ликвидации или реорганизации организации,.. прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика...
7. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
41
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам...
8. На основе данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
См. Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. №266.
КОММЕНТАРИИ: Одна эта статья служит налоговым органам для «юридического обоснования» мероприятий по внедрению ИНН (точнее — для искажения смысла закона, требующего учета налогоплательщиков самим налоговым органом, и для распространения заявительного характера этого учета на те категории налогоплательщиков, к которым он не может быть отнесен). Фактически, больше почти нигде в НК понятие «ИНН» не встречается (за исключением п. 4 ст. 80, см. коммент. к ней). Исходя из заглавия и общего смысла ст. 84, она должна определять сугубо процедурные вопросы, связанные с налоговым учетом и применением ИНН. Но при этом центральным оказывается вопрос: к каким категориям лиц могут относиться положения данной статьи?
На первый взгляд, поскольку в п. 7 говорится: «Каждому налогоплательщику присваивается... ИНН», они должны быть распространены на всех вообще налогоплательщиков (так и толкует МНС). Однако нам представляется, что выражение «налогоплательщик» в данном контексте относится только к тем категориям лиц, к которым вообще могут быть применены положения данной статьи (иначе ее чисто процедурный характер, заявленный в заголовке, пунктом 7 был бы необоснованно расширен). Что это за категории — следует из сопоставления между собой всех пунктов, в которых они явно упоминаются.
Так, п. 1 говорит о налогоплательщиках — организациях и индивидуальных предпринимателях. Даже последний абзац, определяющий персональные сведения налогоплательщика, тоже может быть отнесен только к тем физическим лицам, которые являются предпринимателями, поскольку этот абзац служит лишь для дополнения непосредственно предшествующего ему абзаца (касающегося предпринимателей), с целью указать отличия в составе подаваемых ими сведений от сведений на налогоплательщиков-организаций. Нигде в этом пункте явно не упоминаются «физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями», как это всегда оговаривается в других статьях НК, напр., в п. 7 ст. 83.
В пп. 3 и 5 также явно говорится только об организациях и предпринимателях. Только п. 4 может, в принципе, относиться к любой категории налогоплательщиков. Однако, если распространять его действие не только на организации и предпринимателей, но и на всех вообще физических лиц, получится, что любой гражданин обо всех своих перемещениях должен был бы заявлять в налого-
42
вые органы. Это не соответствует другим статьям НК, напр., ст. 85, согласно которой об изменениях места жительства гражданина налоговые органы должны быть проинформированы органами регистрации по месту жительства, а не самим физическим лицом. Такая трактовка противоречила бы и Конституции РФ. Поскольку на практике сами налоговые органы пока не требуют от граждан, не являющихся предпринимателями, подавать заявления обо всех своих перемещениях, можно заключить, что и они не расценивают п. 4. как применимый ко всем гражданам.
Итак, ни в одном из пунктов статьи нет указаний на такую категорию налогоплательщиков, как «граждане, не являющиеся предпринимателями» (остальные — пп. 2, 6, 9, 10, 11 — к рассматриваемой проблеме не относятся). Соответственно, нет оснований считать какие-либо утверждения данной статьи, в том числе такие обобщающие, как в п. 7, сколько-нибудь применимыми к этой категории граждан. Вывод, который следует из тщательного анализа: все положения этой статьи относятся только к организациям и индивидуальным предпринимателям.
Из смысла статьи очевидно, что обязанность постановки на учет и присвоения ИНН возникает только у юридических лиц и приравниваемых к ним (в некотором смысле) индивидуальных предпринимателей. Остальные налогоплательщики даже в случаях, когда они подлежат постановке на учет (в соответствии со ст. 83), не обязаны по своей инициативе обращаться за получением ИНН.
Таким образом, все процедурные вопросы, касающиеся порядка подачи заявлений, постановки на налоговый учет, извещения налогоплательщика, присвоения и использования ИНН, равно как и регулирующие их ведомственные акты МНС, не могут относиться к гражданам, не являющимся предпринимателями. Распространить такую практику и на эту категорию налогоплательщиков МНС в принципе может лишь в случае, если сам налогоплательщик «добровольно» обратится в налоговый орган с заявлением (по форме, предназначенной на самом деле для индивидуального предпринимателя), и попросит поставить его на учет, присвоить ИНН и выдать свидетельство. В принципе, такие действия, как легко видеть, хотя и не предусмотрены, но и не запрещены Кодексом. Вот почему МНС правдами и неправдами добивается массового «вовлечения» граждан в процесс «идентификации» — иначе ему придется действительно создавать для них отдельный, альтернативный механизм налогового контроля, отличающийся от организаций и предпринимателей. Но именно этого и следует добиваться гражданам, не желающим иметь ИНН по религиозным убеждениям или считающим его оскорбительным для достоинства личности.
Статья 85. Обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним...
КОММЕНТАРИЙ: В этой статье подробно изложены обязанности различных государственных органов сообщать в инспекции МНС обо всех значимых для целей налогового учета событиях (регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, рождении и смерти граждан, регистрации по месту жительства, регистрации налогооблагаемого имущества, установлении опеки и по-
43
печительства, нотариальном удостоверении наследования и дарения, а также лицензировании права пользования природными ресурсами). Но эта статья не устанавливает никаких обязанностей самих налогоплательщиков и не содержит вообще никакого упоминания об ИНН, поэтому ссылки на нее со стороны МНС в спорах об ИНН неправомерны и могут квалифицироваться только как введение граждан в заблуждение. Кроме того, важно, что ни один пункт этой статьи не связывает указанные события с возникновением у тех или иных лиц обязанности состоять на налоговом учете, как это иногда искаженно представляют инспекции МНС. Порядок налогового учета определяется ст. 83 и 84 (см. выше коммент. к ним).
Статья 86.2. Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица
1. Орган, осуществляющжюк-ударственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан не позднее 15 дней после регистрации сделок купли-продажи недвижимости направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках.
6. Форма извещения, которым организации или уполномоченные лица, указанные в пунктах 1-5 настоящей статьи, сообщают налоговым органам о совершенных сделках, а также перечень документов, прилагаемых к такому извещению, утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
7. Непредставление организацией или уполномоченным лицом информации, указанной в настоящей статье, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
КОММЕНТАРИЙ: Этой статьей (пп. 1-5) установлены дополнительные обязанности различных органов, организаций и лиц информировать инспекции МНС о таких событиях, как сделки с недвижимостью, транспортными средствами, ценными бумагами, культурными ценностями и золотом в слитках, с целью налогового контроля за расходами участвующих в подобных сделках граждан. В этой статье об ИНН тоже не упомянуто. Но поскольку утверждаемая самим МНС в соответствии с п. 6 форма извещения от таких органов и лиц содержит графу, в которой предлагается указывать ИНН гражданина — участника сделки, от последнего требуют предъявить свидетельство с ИНН. При отсутствии такого свидетельства и нежелании получать ИНН соответствующие органы и лица, регистрирующие указанные сделки, вынуждены препятствовать гражданину в ее совершении или выставлять в качестве ее обязательного условия получение им ИНН (хотя тем самым они нарушают и Гражданский Кодекс, и Конституцию РФ). При этом они ссылаются на п. 7, грозящий им ответственностью за налоговое правонарушение (см. также коммент. к ст. 126).
В таких случаях гражданин вправе зафиксировать документально и затем обжаловать в вышестоящих органах или в суде подобный отказ или уклонение от выполнения данным органом или лицом его функций. И шансы на решение спора в пользу гражданина очень высоки, если он действует настойчиво и по-
44
следовательно. Следует твердо знать, что обязанность (к тому же не бесспорная) соответствующего органа или должностного лица сообщать кому-либо ИНН гражданина не может лишить этого гражданина права на совершение нужной ему сделки. Более того, если удастся доказать, что воспрепятствование совершению сделки или отказ в ее регистрации повлекли для данного гражданина моральный и/или материальный ущерб (включая упущенную выгоду), он может добиваться не только восстановления своего права, но и возмещения причиненного ему ущерба. Кстати, данный довод (изложенный в форме официальной претензии), в сочетании с разъяснением, приведенным в коммент. к п. 1 ст. 126, может оказаться решающим при отстаивании гражданином своих прав еще на этапе досудебного урегулирования.
Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение ——^
Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе...
КОММЕНТАРИЙ: Поскольку ст. 83 (см. коммент. к ней) не обязывает налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, обращаться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет, то к нему не относятся и установленные для этого сроки и, соответственно, не могут применяться санкции за нарушение таких сроков.
Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе 1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе...
КОММЕНТАРИЙ: По самому тексту эта статья относится только к организациям и индивидуальным предпринимателям; соответственно, к прочим налогоплательщикам — физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, вообще неприменимо такое понятие, как «уклонение от постановки на учет в налоговом органе», а также любые санкции за это правонарушение.
Статья 121. Нарушение правил составления налоговой декларации Нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате... «
КОММЕНТАРИЙ: Из текста статьи ясно следует, что именно может трактоваться как «нарушение правил составления налоговой декларации». Наличие или отсутствие в декларации ИНН и/или штрих-кодов не входит в приведенный перечень. Следовательно, налогоплательщик вправе использовать для декларации бланк без этих элементов, и если он правильно отразит и не занизит полагающиеся суммы, такая декларация не может быть признана составленной с нарушением правил, и к нему не могут быть применены санкции по данной статье.
45
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах...
2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями...
КОММЕНТАРИЙ: На основании п. 1 этой статьи налоговые органы могут интерпретировать как налоговое правонарушение ситуацию, когда организация — налоговый агент (исчисляющая, удерживающая и перечисляющая в бюджет налоги за некоторого гражданина), обязанная предоставлять информацию (например, о суммах выплат гражданину), не указывает в документах ИНН этого гражданина, поскольку тот отказался\от его получения и использования. При этом налоговые органы могут ссылаться на следующие слова из п. 1: «...и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах...», поскольку, хотя ИНН и не упоминается в указанных статьях НК, порядок его присвоения и использования регулируется ведомственными актами МНС, относящимися к «иным актам законодательства о налогах и сборах». Таким образом, даже если соответствующая организация и не уклоняется от сообщения необходимой для налогового контроля информации, она может оказаться под угрозой санкций из-за непредоставления «иных сведений» — ИНН гражданина. Эта неприметная фраза в НК является мощным средством давления со стороны МНС на организации и должностных лиц с целью заставить их, в свою очередь, принуждать граждан обращаться в инспекции МНС для получения ИНН. Однако в случае действительного применения санкций по указанным основаниям потерпевшая организация может их обжаловать в арбитражном суде, либо опираясь на ст. 21 (см. коммент. к ней), либо доказав, что в ее действиях не было вины, т.е. что налоговое правонарушение если формально и имело место, то случилось без умысла и не по неосторожности, а вследствие действий другого лица — а именно, гражданина, отказавшегося от ИНН. Для этого достаточно получить от такого гражданина письменное подтверждение (к самому же гражданину вообще никаких санкций за отсутствие ИНН применить в настоящее время невозможно). Все то же самое относится к органам и должностным лицам (не налоговым агентам), регистрирующим сделки гражданина в соответствии со ст. 86.2 (см. выше), п. 7 которой приравнивает их аналогичные правонарушения к рассмотренным здесь.
Что касается п. 2 данной статьи, предназначенном для такого же давления на организации и предприятия, чтобы они вынуждали всех своих постоянных работников получить ИНН, то здесь легко противопоставить требованиям инспекции МНС выражение «...имеющиеся у нее документы...», которое устанавливает ответственность только за непредоставление документов, доступных данной организации. В то же время свидетельство с ИНН гражданина не может
46
быть законным образом получено его организацией-работодателем без участия или против воли самого гражданина. Поэтому в данном случае необходимо разъяснять руководителям и бухгалтерам организаций, что никаких санкций за непредоставление ими в налоговые органы ИНН работников не может последовать, если работник действительно не желает получать ИНН и явно заявляет об этом.
Статья 127. Отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа
Отказ налогоплательщика (иного обязанного лица) от представления документов и предметов по запросу налогового органа, а равно непредставление их в установленный настоящим Кодексом СРОК-КОММЕНТАРИИ: В этой статье не упоминается ни ИНН, ни (в отличие от предыдущей) никакие «иные сведения...», которые можно со ссылкой на подведомственные акты интерпретировать как ИНН. Поэтому если по запросу налогового органа предоставлены все требуемые документы и предметы, но не указан ИНН гражданина, применить санкции на-овцовании данной статьи нельзя.
Статья 138. Порядок обжалования
1. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
2. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
КОММЕНТАРИЙ: Эта статья в принципе дает право обжаловать нормативные акты и самого МНС, связанные с практикой присвоения и использования ИНН; равно как действия и бездействия руководства МНС, не обеспечивающего реализации законного права граждан отказаться от ИНН; а также конкретные действия налоговых органов по массовому внедрению ИНН, повлекшие нарушения прав или иной ущерб гражданам, даже если такой ущерб причинен не непосредственным действием инспекции МНС, а вынужденным им действием других организаций и должностных лиц (например, увольнением работника, отказом в приеме на работу, отказом в совершении или регистрации сделки). Главное (и самое трудное) в таких случаях — документально засвидетельство-
47
вать факт неправомерного действия организации или должностного лица и доказать его связь с вынуждающий действием налогового органа.
Участники Общественного Движения «За право жить без ИНН»