ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ

ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ (Мелкие бесы)

А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим
подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем
во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на
час не уступили и не покорились, дабы истина бла-
говествования сохранилась у вас.
Гал.2; 4—5.

Организованные выступления с воплями о расколе и даже об «антигосударственной деятельности» стали появляться лишь с октября 2000 года, т. е. именно тогда, когда были внесены законы о госрегистре, о паспортах и об информации персонального характера. Однако еще задолго до этого появились выступления отдельных активистов неблагодарного дела ИНН-изации. Об А.Кураеве отдельный разговор, сейчас напомним о некоторых его собратьях.

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ

Естественно, проблематика поголовной электронной нумерации, да еще явно направленной на контроль за куплей-продажей, даже людям далеким от эсхатологических настроений живо напомнила предостережение св. ап. и ев. Иоанна Богослова, который, говоря о грядущем антихристе, не упоминает ни о гонениях на веру, ни о каких-либо ересях, а предельно лаконично описывает совершенно невиданную, просто-таки невозможную всемирную экономическую систему (Откр.13,16-17). Невозможную до начала XXI века; теперь создание òàêîé ñèñòåìû — äåëî ñ÷èòàííûõ лет (большинство: от архим.Кирилла (Павлова) до В.В.Путина, в качестве срока окончания подготовительных работ указывают 2005 г.)

Неудивительно, что усилившееся в связи с этим напряжение в среде церковных людей стало, так или иначе, вырываться вовне: то в форме настойчивых расспросов у духовников, то в вопросах, адресуемых в редакции церковных газет или «Радио Радонеж». Стали, конечно, появляться и первые «утешительные» ответы. В середине еще 1999 г. в газете «Радонеж» было опубликована беседа с известным архим. Амвросием (Юрасовым), который просто и без обиняков разъяснил, что антихрист нам не страшен, а бояться ñëåäóåò Áîãà. Êîãäà æå àíòèõðèñò — ñîâñåì òàêîé íåñòðàøíûé — âñå-òàêè îáúÿâèòñÿ, òî церковь предупредит своих чад (подразумевалось, что еще и подскажет, что с ним делать).

Конечно, такое разъяснение удовлетворило не всех. На сайте Валаамского монастыря, на его форуме «Русская Беседа» появилось опровержение такой примиренческой (это со слугами-то антихристовыми!) позиции. Но за видного архимандрита Юрасова вступился сам наместник Валаамского монастыря архим.Панкратий (Жердев), по благословению которого, как выяснилось и создавался этот форум. Однако, при всем его желании, архимандриту Панкратию нечего было возразить неизвестному правдоискателю, и последнему просто (но надежно) закрыли туда доступ.

Âñêîðå — ëåòîì 2000 ã. — ïîÿâèëàñü êíèæå÷êà èåромонаха Иоанна (Когана) «Страх перед антихристом или послушание Церкви?»[1].

ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО

В свое брошюре иером. Иоанн предлагает совершенно неслыханную ранее экклезиологию, слепленную им из фрагментов протестантской и латинской: «Не-видимый Ãëàâà Öåðêâè — Õðèñòîñ, âèäèìàÿ Ãëàâà, êîòîðàÿ представляет из себя Собор архиереев во главе со Святейшим Патриархом, заседающих на Священном Синоде» (сколько же тогда всего «видимых Глав», если в мире 15 православных автокефалий?) и скрепленную плодами его горячечных видений. Итак, предоставим слово иером. Иоанну, постаравшисъ минимизировать наши комментарии.

«Соборный разум Церкви подготовил и определил четкое и ясное учение о действии Духа Божия через конкретный орган, сформировавшийся в недрах каждой Поместной Церкви, называемый Священным Синодом».

Синоды и патриархи существуют не во всех поместных церквах. Тот «Священный Синод», который существует ныне в Русской Православной Церкви (МП), создан и действует вопреки святым правилам святых Отцов седьми Вселенских соборов.

[…] Поэтому мы и говорим о важности получения такого ответа, который исходил бы действительно от Бога и вмещал бы в себя все тонкости и исключения, которые необходимо обязательно учитывать в конкретно интересующей нас проблеме с так называемыми электронными карточками. Так вот, даром такого рассуждения по Богу и обладает собор епископов на Священном Синоде.

[…] Ó ìíîãèõ ìîæåò âîçíèêíóòü вопрос, а как же так называемые «Разбойничьи» соборы, где епископы творили просто страшные вещи. Я думаю, что нужно просто правильно понять суть этих «сборищ». Они уже изначально имели злонамеренную цель, а поэтому и не были настроены на молитву, чтобы у Бога вопросить: какова она, истина, по данному вопросу. Интересно, а наши синодалы, прежде чем приступить к своему столь ответственному молитвенному труду, постятся?

[…] Да, велико то смущение, которое посеяли архиереи в нашей стране за последние десятилетия советской власти.

Если епископы суть непосредственные органы спасения, то почему же у них самих так не высока нравственность? А ведь «по плодам их познаете их» и «если слепой ведет слепого, оба упадут â ÿìó», — ãîâîðèò Ãîñïîäü. ×òî æå ïîëó÷àåòñÿ: благодать, обильно изливаясь от архиерея (может, даже против его воли!), не задевает его самого?

[…] Мне лично довелось слышать нечто подобное в Лавре преподобного Сергия от одного из почитаемых там духовников. Когда я, беседуя с этим духовником по поводу сегодняшних проблем, привел ему четкое и ясное учение Церкви (на самом деле, учение не Церкви, но иером. Иоанна Когана) о действии Духа Божия через избранный им орган, а именно через Ñâÿùåííûé Ñèíîä […], òî îí ðåçêî возмутился и, чуть не ругаясь, привел в пример известное предсказание преподобного Серафима Саровского о том, что будут представлять из себя последние русские архиереи, и что даже сам преподобный не мог вымолить их от наказания Ãîñïîäíÿ. […] Òàê âîò, êîãäà æå ÿ, çíàÿ ýòî выше приведенное предсказание, стал объяснять, что его надо правильно истолковывать, и начал приводить доводы, что согласно учению Церкви, Дух Божий пребывает непреложно на архиерее до того момента, пока он не осужден соборно (кто кем руководит, Бог Öåðêîâüþ, èëè Öåðêîâü — ñîáîðíî — Áîãîì?), — òî ýòîò ñàìûé äóõîâíèê, âñïûëèâ è не желая даже слушать меня, ответил, что все это неверно и что носителем истины сейчас является простой народ. Скажу откровенно, я был потрясен таким чудовищным невежеством (ìû, òîæå! — «ÏÐÀÂÎÑËÀÂÈÅ ÈËÈ ÑÌÅÐÒÜ!»). Ведь это самое настоящее раскольническое (схизматическое) сознание! Откуда взялось это доморощенное богословие?»

Удивительно, но, очевидно, о.Иоанн не знает содержания Окружного патриаршего и синодального послания Константинопольской церкви 1848 года, в котором недвусмысленно утверждаåòñÿ, ÷òî «…õðàíèòåëü религии (веры и благо÷åñòèÿ) — ó íàñ åñòü ñàìîå òåëî Öåðêâè, ò. å. ñàìûé народ». Видимо, в курсе символических книг Православной Церкви теологического факультета афинского университета этот документ опускают из-за полной невозможности сопряжения его с экуменическо-модернистской практикой íûíåøíèõ öåðêîâíûõ âëàñòåé — êàê греческих, так и русских.

«Чему же может научить такой примитивный духовник еще и более него невежественную и несведущую паству?»

Знакомые рассуждения о невежестве и несве-дущности паствы, но на этот раз мысль сия выражена предельно ясно и категорично.

[…] Многие церковные люди и даже клирики, не имея правильного духовного образования и элементарной духовной культуры и не ведая, как Дух Божий действует через иерархию, в силу своего невежества сложили некую теорию, что Бог вместо института åïèñêîïîâ ñîçäàë îñîáûé èíñòèòóò — ñòàð÷åñòâî. […] Îíè îñóæäàþò âëàäûê çà âèäèìûå ïîðîêè è учат бегать и искать старцев, блаженных, þðîäèâûõ è ïðî÷èõ «ñâÿòûõ êëèêóø». […] И вот бедствие как раз и состоит в том, что нынче старцев, то есть мужей духоносных, не стало (выделение и.И.Когана).

[…] И вот сегодня мы с глубоким прискорбием должны констатировать, что все современные отцы, которых в России ныне почитают за старцев, не пришли в меру Отцов, чтобы воистину называться старцами, ибо не имеют ни того дара рассуждения, ни того ведения, которое исходит от духоносности и свидетельствует о божественном источнике получаемых от них извещений. А потому им надо много молиться, прежде чем давать ответ на тот или иной жизненно важный вопрос. Ибо и сам преподобный Серафим Саровский, как мы уже упоминали об этом выше, делал ошибки, когда говорил от своего ума. (Так он-то был настоящим старцем, или нет?) И я знаю, что многие из нас неоднократно страдали от несовершенства и поспешных ответов современных наших духовников. В трудные моменты моей жизни я сам искал возможность узнать ролю Божию, чтобы èñïîëíèòü èìåííî åå, — è ïîòîìó îáðàùàëñÿ ко всем знаемым мною старцам, но часто получал такие ответы, из-за которых потом приходилось мучительно страдать. (Ключевое слово; выделено нами. Для Яши (Иоанна) Когана страдание принципиальное неприемлемо, а потому и является надежным критерием «ложности». «ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!») И потому хочу особенно подчеркнуть, что надо быть чрезвычайно осторожным в отношении так называемой прозорливости современных отцов и ни в коем случае не обольщаться и тем более наивно думать, что у нас есть такие сосуды благодати, в лице современных старцев, через которых мы запросто можем узнать все и, главное, получить ответ от Бога.

[…] Так, у отца Николая с острова Залит было много случаев, когда он предсказывал нечто разным людям и, к сожалению, пророчества его не только не сбывались, но и вводили в тупик тех, кто обращался к нему. В последние годы к нему буквально повалили толпы народа, и он на ходу вынужден был давать советы от своего разума, совсем не имея возможности вопросить у Бога, какова Воля Его в отношении этих самых людей.

«Не делайтесь рабами человеков, ибо вы куплены äîðîãîé öåíîé», — повелительно говорит нам апостол. Но способны ли мы усвоить этот его совет? Ведь Сам Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам Своим никого не называть себе отцом, ибо един у нас Отец, сущий на Небесех. А мы поработили себя земным áàòþøêàì…»

Без êîììåíòàðèåâ…

Итак, начав с утверждения непогрешимости êîëëåãèàëüíîãî îðãàíà — Ñèíîäà, — èåðîì.Èîàíí ïåðåøåë ê отрицанию благодатного окормления паствы опытными старцами, не делая исключения даже для о. Николая Гурьянова, которого почитает вся Россия. Но предварительная цель пока еще не достигнута, и о.Иоанн идет далее.

[…] Мне придется рассказать об одном потрясшем меня событии, которое я лично пережил в Страстную седмицу 1992 года. Тогда вместе с братом я приехал из Греции с письмом от своего Синайского архиепископа Дамиана на встречу со Святейшим Патриархом Московским Алексием П. Встреча должна была произойти в Москве в Патриаршем соборе в Великую Среду, где Святейший должен был совершить литургию Преждеосвященных даров. Облачившись вместе с другими священниками для сослужения, мы вышли соборно на паперть церкви, чтобы встретить Его Святейшество. Когда подъехала машина, Патриарх вышел, и его стали облачать в мантию. В этот момент я вдруг увидел его в огне такой благодати, что душа моя смирилась в персть перед ним и перед тем величием (выделение и.И.Когана), которого он, как ангел Церкви, является носителем! Огнь благодати почивал над ним и над его длинной архиерейской мантией (прямо как âåðèãè àï Ïåòðà è îïîÿñàíèÿ àï. Ïàâëà — «ÏÐÀÂÎÑËÀÂÈÅ ИЛИ СМЕРТЬ!»). Я несколько лет не был в России и уехал из нее, когда патриархом был еще покойный Пимен. До этого, живя в Москве, встречал на богослужениях тогда еще митрополита Ленинградского Алексия. И вот в момент встречи у Елоховского собора я ощутил великую разницу между тем, кем он, то есть Патриарх, был и кем он теперь стал. В общем-то, мы представляем себе, кем был и кем стал патриарх Алексий (Ридигер), слышали и различные дифирамбы и панегирики в его адрес. Но с таким сталкиваемся впервые. С другой ñòîðîíû… âñå ìîæåò áûòü — âîò òîëüêî íàïîìíèì, что в христианской традиции огонь может быть «сверху», а может быть и «снизу»; избави нас Бог от такого огня. «Бог есть огонь для злых и свет для добрых» (свтТриго-рий Богослов).

После такой подготовки иером.Иоанн переходит к сути дела.

[…] А в женских монастырях положение еще трагичнее. Например, в Дивеевском монастыре близ Са-рова […] ìíîãèå ñåñòðû äîøëè óæå äî òàêîãî безумия, что учат приезжающих к ним семейных людей ни в коем случае не брать идентификационные номера, говоря, что пусть лучше умрут дети, чем осквернять себя принятием этих гадких чисел.

Опять пошли обычные разговоры про каких-то анонимных ìàòóøåê… Ñåé÷àñ åùå íèêòî íå óìèðàåò îò ãîëîäà, ñåé÷àñ — äî ââåäåíèÿ àäñêîé ñèñòåìû âñåîáúåìëþùåãî ýëåêòðîííîãî êîíòðîëÿ — êàæäûé может заработать своему ребенку на кусок хлеба, да еще хватит милостыню нищему подать, чего потом уже не удастся сделать. Все эти вопли о голодных, умирающих детях åñòü íè ÷òî èíîå, êàê ñòðàõîâàíèå — èìåííî то, с чего всегда начинает враг рода человеческого диавол.

[…] Слова Христа: «Не бойтесь убивающих тело, душе же не могущих ничего сотворити» ни в коем случае íåëüçÿ ïðèìåíÿòü (ýòî ïî÷åìó æå? — «ÏÐÀÂÎÑËÀÂÈÅ ИЛИ СМЕРТЬ!»), подобно дивеевским матушкам, советующим не щадить даже своих детей, только бы не принимать зловещей печати. Èáî ðåâíîñòü èõ — åùå ñîâñåì преждевременна, и до печати антихриста нам пока далеко (это почему же? -«ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ).

[…] Ïðåïîäîáíûé íàø старец Силуан говорит, что мы должны иметь точно такую же мысль и желание, чтобы все спаслись. А не быть последователями страшного безумия дивеевских сестер, толкая раньше времени на смерть ни в чем не повинных детей». О. Иоанн трактует слова прп.Силуана Афонского о спасении вполне в ветхозаветном духе: спаñòèñü — çíà÷èò, выжить.

Если уж о. Иоанн так переживает о голодающих детях, не было ли бы лучше, если б он весь свой обличительный пафос обратил не на Дивеевских матушек и родителей, старающихся сохранить верность Христу, но на тех, кто создает такие административно-экономические условия!? До нынешних властителей, упорно навязывающих русскому народу электронный концлагерь, феерическая мысль синайского насельника не достигает.

Однако проблема ИНН остается, иером. Иоанн не был бы Яшей Коганом, если бы не предложил своего собственного способа ее решения.

«Да, электронный идентификационный номер умаляет личность, но ведь и Господь ради нас «Себе умалил, çðàê ðàáà ïðèèì… ñìèðè Ñåáå äàæå äî ñìåðòè — ñìåðòè æå êðåñòíûÿ» (Àï. Ïàâåë. Ïîñë.). […] Òàê ÷òî упорное желание правосудия, выраженное многими ревнителями благочестия как у нас, так и в Греции (включая îäíîãî èç ïåðâûõ — àïîñòîëà Èîàííà Богослова! -«ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ), исходит от земной, человеческой правды и не имеет того духовного корня, из которого вырастает особое древо божественного смиренномудрия.

[…] А что если некий муж, стяжавший большую благодать и вышедший на простор таинственного бо-гообщения, муж, получивший животворную свободу во Христе и особую власть наступать «на аспида и на василиска и попирать льва и змия и всю силу вражию», — òàê âîò, ÷òî åñëè òàêîé ìóæ çàõî÷åò вступить в единоборство с антихристом? Он не пожелает бежать в горы и прятаться от него, а силою благодатного креста, разрушающего все козни дьявольские (ведь мы так веруем и так исповедуем!) захочет попрать это самое злокозненное число и заставить этого «бесенка» во плоти карточки или электронного паспорта служить себе!

«Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян.19, 15).

[…] Ðóêîâîäñòâóÿñü словами апостола Павла, что нет власти не îò Áîãà (ýòî ïðî âëàñòü àíòèõðèñòà! — «ÏÐÀÂÎÑËÀÂÈÅ ИЛИ СМЕРТЬ), такой раб со смирением примет эти электронные удостоверения, но поступит с ними следующим образом (я привожу этот пример как один из возможных вариантов). Итак, прежде чем взять и покорно расписаться на нем (выражая этим как бы согласие с властью грядущего зверя), он, читая заклинательную молитву «Да âîñêðåñíåò Áîã è ðàñòî÷àòñÿ âðàçè Åãî…», поставит на каждой шестерке знамение Животворящего Креста. Начертанием этого знамения он, этот избранный раб Божий, исповедует уже пришедшего Мессию Израиля — Èèñóñà èç Íàçàðåòà è òàêèì îáðàçîì повергает в прах знамение ложного мессии. Далее, читая про себя «Символ веры» и окропляя святой водой этот документ, расписывается, что он, его новый владелец, является победителем Лжемессии, и ни во что вменяет все козни åãî. […] Ìèð Õðèñòîâ ââîäèò åãî â îñîáûé мир, где он, очищенный от греха, погружается в тайны Духа и того особого Христова смирения, когда слова Господа: «Се грядет князь мира сего и во Мне не обрящет ничего» неизреченно умиляют его». Ясно, что иером.Иоанн (Коган) уже давно и надолго «неизреченно умилился».

Изложив всю свою систему противостояния козням князя мира сего, о. Иоанн высказывает на эсхатологическую тему несколько несвязных мыслей, которые, однако, заслуживают того, чтобы их воспроизвести.

«Печать эта представляет из себя человеческое число, как говорит апостол Иоанн (число 666), и ставить ее будут насильственно уже при открытом явлении в мир Зверя».

«Политически Церковь еще слишком взаимосвязана с государством, чтобы ее начали ставить на колени пред грядущим царством зла».

«И наш Синайский владыка Дамиан тоже говорит, что таких [электронных] карточек совсем не нужно бояться».

В 1994 году еще один известный духовник открыто выступил против экуменической ереси Константинополя. Речь идет об архимандрите Адриане из Синая. Он покинул Синайскую обитель и перешел под юрисдикцию митрополита Киприана. В своем письме, обращенном к многочисленным духовным чадам и последователям, старец объясняет, почему он покинул Синай спустя 37 лет с того момента, как начал там подвизаться. Ãëàâíàÿ ïðè÷èíà — ýòî âñå áîëåå àêòèâíàÿ поддержка экуменического курса Константинополя со стороны Синайского архиепископа Дамиана, который сразу же после решения Константинопольского Собора 1993 года прекратил поминание патриарха Диодора.

Все им сказанное, иером. Иоанн (Коган) утверждает следующим заявлением:

«Бог дал мне право быть духовником и получить диплом со званием богослова (о чем я никогда не говорю вслух) /а только скромно напоминаю в каждой своей статье/ и смиренно подчеркиваю это, ибо я окончил богословский факультет Афинского университета, где учились вселенские учители и святители нашей Церкви Василий Великий и Григорий Богослов (так и хочется добавить: и Иоанн, но не Златоуст, а Êîãàí… — «ÏÐÀÂÎÑËÀÂÈÅ ИЛИ СМЕРТЬ)».


Нас закономерно могут спросить: а зачем нужно столько внимания уделять бредням спятившего чудака-одиночки? — Î÷åíü äàæå íóæíî, ïîòîìó ÷òî èìåííî âîò такой ненормальный, не стесняясь, прямо пишет то, что другие скрывают словесными хитросплетениями, в которых, порой, бывает очень трудно понять, что же именно желает высказать автор. Но реальность ужасающа: как утонченная, так и прямая, наподобие дубины, ЛОЖЬ ВОСТРЕБОВАНА!

****


В начале сентября 2000 г. произошло довольно необычное событие: «Независимая газета» опубликовала доклад ген. директора информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ Александр Игнатова «Стратегия глобализационного лидерства для России (Первоочередные непрямые стратегические действия по обеспечению национальной безопасности)». Сама должность автора доклада говорила о том, что эта публикация не случайна, напротив, она должна быть тщательно выверенным ходом политического руководства страны. Но содержание, можно сказать, глобализационного манифеста повергало внимательного читателя в полнейшее недоумение.

А. Игнатов при построении своего анализа исходил, как из данности, из объективного характера мировых глобализационных процессов. Может быть, это и естественно для либерала-космополита, но нам, под самим понятием «глобализация» осознающим установление всемирной власти мировой закулисы, этот процесс представляется скорее желанным для некоторых и, в любом случае, губительным для нашего Отечества.

Поражает цинизм автора доклада. Так, Игнатов пишет: «Ключевым фактором, влияющим на современные глобализационные процессы, является äåÿòåëüíîñòü Ìèðîâîãî ïðàâèòåëüñòâà[2]… Эта надгосударственная структура эффективно исполняет роль штаба «нового мирового порядка». В своей работе эта организация ориентируется на интересы малочисленной элиты, объединенной этническим родством и инициацией (т. е. посвящением) в ложах деструктивной направленности». Автор здесь отбрасывает обычную в таких случаях демократическую демагогию об интересах народов и прямо называет вещи своими именами.

Поскольку глобализация объективна, Россия должна включиться в этот процесс, используя соответствующие безнравственные средства: вхождение в тайные общества «деструктивной направленности» и переориентацию на «интересы малочисленной элиты, объединенной этническим родством». О каком этносе здесь идет речь объяснять, видимо, не требуется.

Излагать аргументацию Игнатова не приходится, поскольку, рассуждая на высококонцептуальном уровне, он сам не утруждал себя какой-либо аргументацией. Можно сказать, мы услышали предложение и должны как-нибудь отреагировать. Именно в этом-то и заключалась сама цель столь одиозной публикации: посмотреть, кто что скажет.

Церковные публицисты, памятуя, что на последнем архиерейском соборе о глобализации ничего хорошего, кроме плохого сказано не было, реагировали соответствующим образом. Однако нашелся один, которому идеи ген. директора информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ пришлись по душе. Да и оказался он так близко, что будто бы леденящий ветерок повеял по спине.

ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ

В Питере есть хорошее «Общество памяти митрополита Иоанна (Снычева)». Оно издало уже, наверное, все труды приснопамятного владыки, печатает много другой хорошей православной литературы. Это же общество издает довольно известную газету «Русь Православная», к которой одни относятся î÷åíü õîðîøî, à äðóãèå — î÷åíü ïëîõî. Настолько плохо, что, помнится, в повестке одного из собраний Св.Синода стоял пункт об отлучении главного редактора этой газеты, известного публициста К. Душенова; слава Богу, обошлось.

С мая 1998 г. под эгидой общества открылось «Православное информационное [Интернет-] агентство Русская Линия» под управлением Сергея Григорьева, его единственного сотрудника. На «Русской Линии» были размещены труды митр. Иоанна, электронные копии выпусков «Руси Православной» и альманаха «ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ, позднее — äðóãèõ ïðàâîñëàâíî-ïàòðèîòè÷åñêèõ изданий. Через некоторое время Григорьев стал размещать собственные подборки новостей, а иногда даже «политинформации». Ясно, что тянуть такой «воз» одному было тяжеловато, и после полуторогодового периода расширения «Русская Линия», мягко сказать, слегка выдохлась.

Вот òóò-òî — îñåíüþ 2000 ã. — и прозвучало предложение г-на Игнатова. И оно было услышано: С.Гри-горьев с энтузиазмом подхватил тему участия России в мировой глобализации, но у него с самого начала это неразрывно сочеталось с жесткой апологией электронной нумерации. Точнее сказать, рассуждения о глобализации требовались как прикрытие самой откровенной агитации за ИНН. Естественным результатом такого скольжения по наклонной плоскости стало неприлично льстивое восхваление власть имущих, как церковных, так и светских. Постепенно «Русская Линия» стала походить на приложение к ЖМП. Однако предоставим слово самому нашему персонажу.

«Князь мира сего требует себе дани. А не хочешь платить ýòîé äàíè — íåò òåáå ìåñòà â ìèðó. Враг стремится вытеснить нас из жизни, загнать в резервацию. Чем дальше, тем яснее проявляется его план: в легальной области жизни не должно быть никаких, даже тайных православных. To be or not to be? Так быть или не быть, вот в чем вопрос. Остаться с тем, что есть, отойти и сотворить благое, и пусть торжествует несправедливость и грех. Или вмешаться, попытаться изменить мир, побороться со злом и несправедливостью ее же методами?» («Быть ли России в Эпоху Глобализации? Заметки по поводу ИНН».)

Да, трудно нашему новоявленному Гамлету. И дань диаволу платить жалко, и насиженное место покидать неохота. А может, удастся стать тайным православным в легальной области жизни? Нет, уж лучше попробовать бороться с сатаной сатанинскими методами.

«Только мы дождались поистине чуда Божьего: во главе Российского государства встал православный христианин и государственник, как тут же против власти акция неповиновения организуется. Причем êåì? Ïðàâîñëàâíûìè õðèñòèàíàìè…» (Новости 2 декабря 2000 года. «Чего хотят противники ИНН?».) Вам точно повезло, Григорьев: Ваш герой настолько же православный христианин, как и Вы.

А вот как редактор «Русской Линии» описывает круглый стол на тему «Глобализация и личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека», состоявшийся 23 января 2001 г. в Государственной Думе РФ.

«Круглый стол представлял из себя очередное собрание безответственной интеллигенции».

Это при том, что за исключением журналистов и работников ГД, 85% участников составляло духовенство èç ðàçëè÷íûõ åïàðõèé — â ýòî æå âðåìÿ проходили очередные Рождественские чтения. Как ни мешали клирики, удалось выступить и Григорьеву, и его собрату В.Саулкину из о-ва «Радонеж».

«Саулкин попытался обратить внимание собравшихся на тот простой факт, что государство, на борьбу с которым поднимаются оголтелые противники ИНН, является отнюдь не вражеским».

На это предположение очень трезвенно возразил архим.Кирилл (Павлов): раз у нас руководители такие православные, пусть они выполнят просьбу Священного Синода Русской Православной Церкви от 7.03.00 г.: «Мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих óñëóã…».

Далее Саулкин рассказал собравшимся о своих несчастных друзьях-спецназовцах, недавно принявших крещение, и не знающих теперь, увольняться из армии из-за обязательного там ИНН, или нет. А ведь идет чеченская война, на которой они так нужны, и такое увольнение будет сродни измене!

Виктор Саулкин, часто выступающий в открытом эфире «Радио Радонеж» и создавший себе образ смиренного и тихого православного человека. Интересно, что бы Вы посоветовали св.ве-ликомученику и Победоносцу Георгию, окажись Вы рядом с ним в соответствующий момент?!

Но в сообщении на «Русской Линии» удалось привести полный текст только одного âûñòóïëåíèÿ — êîíå÷íî, ñàìîãî ñêðîìíîãî редактора «РЛ».

Впервые я столкнулся с антихристовым символом 666 в 91-м году. Чудотворная Толгская икона Божьей Матери уже год находилась на «реставрации» в Русском музее, и в монастыре меня попросили разузнать, долго ли еще ее будут реставрировать. Нашлись общие знакомые, и я приехал к служебному входу Русского музея, где должен был позвонить по местному телефону. Найдя в списке Отдел реставрации древней живописи, я обнаружил и его внутренний номер, он состоял из трех шестерок. Очевидно, что это провокация, но как на нее реагировать? Если я вложу свой палец в номеронабиратель и трижды повторю набор шестерки, не сделаю ли я первого шага на пути к антихристовой печати? Я могу бросить это дело и уйти, не поддавшись на провокацию, но может быть этого шага как раз и добивается от меня антихрист? Какое из двух моих действий окажется противным тому, что желает от меня враг? Не скрою, я растерялся. Бог милостив, и тогда ситуация разрешилась сама собой: мимо проходили мои знакомые è ïðîâåëè â íóæíûé ìíå îòäåë — Òÿæåëî живется С.Григорьеву: всюду бесы ему провокации устраивают. Может, лучше обратиться к врачу?

Заканчивает этот блок новостей Григорьев уж совсем мерзкой гадостью:

«Недели две назад по радиостанции «Радонеж» мы услышали отца Кирилла[3]. Он сказал, что сам откажется от налоговой идентификации, и что это дело совести каждого православного. Слова старца были тут же интерпретированы противниками ИНН в том смысле, что те, кто принял ИНН, очевидно люди бессовестные. Таким образом, действительно кроткий старец оказался виновным едва ли не в оскорблении миллионов людей, имеющих уже ИНН».

Непонятно, что у Григорьева с логикой, наверное — òî æå ñàìîå, ÷òî è ñ ãðàìîòíîñòüþ; íî êîììåíòèðîâàòü навет на всеми почитаемого старца нет никакого желания.

Видимо, ощущая недостаток сил, редактор «Русской Линии» возымел пристрастие к беседам с «политическим обозревателем» А.Степановым, которые напоминают популярные лет 10-15 тому назад диалоги Авдотьи Никитичны с Вероникой Маврикиевной.

С.Г.: Православные христиане, все последние 10 лет говорившие о любви к Родине, призывавшие к патриотизму, сейчас оказались в весьма странной ситуации. После объявления государством о придании всем налогоплательщикам идентификационных номеров, многие православные христиане своим отказом от принятия ИНН, оказались едва ли не противниками российского государства, отказывают ему в лояльности. Пишутся коллективные письма, в которых призывают власти, а с другой стороны и православных христиан не принимать ИНН и фактически отказывать â ïîâèíîâåíèè ñâîåìó ãîñóäàðñòâó… Ïðîòèâíèêè ИНН предлагают нам сделать практически тоже ñàìîå — îñòàâèòü Ðîññèéñêîå ãîñóäàðñòâî. Неужели оно уже стало врагом нашего спасения?

А.С.: Да, действительно, противники ИНН не отдают себе отчета в последствиях осуществления своих призывов о неприятии ИНН. Это приведет к полной маргинализации Русской Православной Церкви, это приведет, действительно, к тому, что православных не будет ни в армии, ни в бизнесе, ни в органах государственного управления. А это значит, что их место займут неправославные. Фактически это бегство от государства, это объявление тотальной войны государству. И это сродни раскольническому ñîçíàíèþ…

С.Г.: И заметь, что они в своих расколах и толках с тех пор спокойно и безмятежно себе проживают, сняв с себя всякую ответственность за судьбы России и всего мира. А ответственность эта лежит на Российском государстве и Русской Православной Церкви. Так же фактически, поступила и Зарубежная Церковь. Легко со стороны ругать в каких-то неправильностях, когда на тебе не лежит никакой ответственности. С этой точки зрения староверы и зарубежники похожи.

А.С.: И нынешние противники ИНН.

С.Г.: Да, конечно, они как бы говорят: "Мы не отвечаем за действия государства, принимающего ИНН, а значит, мы не отвечаем ни за что". Такой дезертирский подход как раз и не спасителен. Вспомним историю. Куда уж богопротивней было государство римских императоров-язычников, которое гнало христиан, но мы не знаем ни одного случая, когда православные христиане отказывали бы в лояльности Риму. Более того, мы знаем множество христианских воинов, честно служивших своему земному Отечеству, даже богопротивному.

Этот, видно, тоже забыл про великомученика Георгия Победоносцева, да и всех мучеников, отказавшихся выполнить языческий ритуал поклонения главе государства.

(Новости 13 января 2001 года. Тема недели: "ВЫЗОВ ПУТИНА". Как православным христианам относиться к новой власти. Беседа главного редактора «Русской линии» Сергея Григорьева с политическим обозревателем Анатолием Степановым.)

На Новый год друзья решили потешить народ и превзойти все-таки Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну:

А.С.: Люди, а особенно это касается политиков, могут и перемениться. Сегодня он говорит одно, а завтра другое, нынче идет в храм, а завтра в ñèíàãîãó… Именно это позволяет православным русским людям с оптимизмом встречать новый год и новый век.

С.Г.: У меня еще такой вопрос, ты в помянник свой не записал кого-нибудь из властных наших персоналий?

А.С.: Нет. Пока не успел.

С.Г.: А я, ты знаешь, записал Владимира Путина. Наверно нам пора вернуться к тому, чтобы молиться о власти не просто как о власти, но и персонально.

(Политинформация 31 декабря 2000 года. "Политические итоги уходящего года: нам всем пора начать молиться за Путина". Беседа главного редактора «Русской линии» С.Григорьева с А.Степановым об основных политических событиях недели.)

Íî ýòè äèàëîãè — åùå íå ñàìîå яркое, до чего дошел Григорьев на своей «Русской Линии». Видимо, приглашение его в качестве «эксперта от СМИ» на VII расширенный пленум синодальной богословской комиссии (он там под №67 из 72 участвовавших) настолько вскружило ему голову, что он почувствовал себя причастным узкому кругу посвященных. Это-то и позволило ему заявить, что внутрицерковные проблемы если и могут обсуждаться мирянами, так только «штатными», состоящими, так сказать, на довольствии у церкви. При этом он, наверное, и не догадался, что затрагивает одну из самых тяжелейших язв Ðóññêîé Öåðêâè — постепенную подмену Духа Христова духом мамоны.

Как уже было сказано выше, электронные версии выпусков нашего альманаха были размещены на Интернет-сайте информационного агенства «Русская Линия», главным (и единственным) редактором которого является С.Григорьев. Это было возможным, потому что мы считали себя единомысленными с «Обществом ревнителей памяти митрополита Иоанна» по многим ключевым вопросам современной церковной жизни. С зимы 2000 г. стало очевидным, что наши взгляды на важнейшие проблемы сегодняшнего дня коренным, полярным образом отличаются от взглядов по крайней мере двух видных членов этого общества, регулярно излагающих свои точки зрения на сайте «Русская Линия». Неприемлем также и термин «адепты», который Григорьев использует по отношению к противникам эелектронной нумерации людей (в том числе, и к нам, о чем говорит как настоящий, так и 15-й выпуск альманаха), т. к. это слово традиционно употребляется только по отношению к членам тоталитарных сект. Поскольку соседство наших текстов с рассуждениями С.Григорьева и А.Степанова могут навести наших читателей на ложную мысль о согласии с ними, нам пришлось обратиться с просьбой прекратить размещать на «Русской Линии» выпуски альманахов «ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ. В связи с этим произошел следующий обмен электронными письмами.

То: Сергей Григорьев Sent: Wednesday, December 13, 2000 1:30 РМ

Дорогой Сергей! Пишу «дорогой», не из-за какой-то особой симпатии к Вам (все симпатии недавно пропали; ниже будет понятно, почему), но поскольку св.ап.Павел пишет, что «вы куплены дорогой öåíîé — êðîâüþ Ãîñïîäà нашего Иисуса Христа». Эту самую дорогую цену Вы своей декларацией от 2.12.2000 втоптали в грязь. То, что Вами там написано «фактического», не выдерживает и ìàëåéøåé êðèòèêè — ýòî âñå Ваши праздные измышления. К примеру скажу, что лично (а не по мобильному телефону) имел беседу в афонском Григориате с тамошним насельником по проблеме ИНН. К слову сказать, в этом монастыре этой проблемой занимаются и игумен и геронта (старец-духовник). Но Вам, очевидно, ближе по духу такие «богословы», как отступник Кураев. Чтобы в будущем Вы не писали подобную ахинею, сообщу, что в переводе с греческого слово «апокалипсис» означает откровение; православные же христиане чают не апокалипсиса (многие святые молились, чтоб им не дожить до этого времени), а воскресения мертвых. Впрочем, теперь стало весьма сомнительно, что Вас касаются чаяния православных. Не удивительно, что Вам удалось найти общий язык с отступником Владимиром (Котляровым), имя которого Вы стыдливо умолчали в Вашей декларации. Именно декларации, потому что цель этого гнусного писания, ясно, никак уж не новостное сообщение, а уверение о лояльности власть имущим, отказ от предыдущий деятельности и заявление на кооптацию в круг отступников. Эта самая декларация хорошо Вас характеризует: вылезли рожки ðóñîôîáèè — Âû óïîìèíàåòå äâå èìïåðèè, Римскую и Византийскую, при этом слово «империя» начиная с заглавной буквы. 1.Почему-то Вы забыли про Российскую Империю. 2.Римская империя не была православной, почему же Вы называете «Империей»? Это все мелочи, потому что перл: «Только мы дождались поистине чуда Божьего: во главе Российского государства встал православный христианин и государственник, как тут же против власти акция неповиновения организуется» превосходит все, что только можно себе вообразить. Поздравляем, Вы превзошли Шевкунова, Никифорова и Кураева âìåñòå âçÿòûõ — íèêòî èç íèõ íå áûë ñòîëü откровенен. С Вами тягаться теперь по плечу только проф.Осипову. Поскольку мы (альманах) относимся к Вашим оппонентам (выпустили номер про ИНН, да и вообще стремимся быть верными христианами), убедительно просим Вас, если не сказать «требуем», убрать с руководимой Вами «Русской линии» интернет-копии наших альманахов. NN. «ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ

То: NN Sent: Thursday, December 14, 2000 10:22 РМ

NN! Ты подлец. Старайся не попадаться мне на глаза, иначе я вынужден буду плюнуть в твою подлую рожу. Твоя просьба (или требование) по поводу электронной версии альманаха нахальна. Ты к этому делу не имеешь никакого отношения. Я сам решу, убирать мне мою работу (ты ее не оплачивал) с сайта или нет. Могу учесть просьбу гл. редактора А.Рюмина, но не твою, потому что твоей фамилии среди авторов или редакторов этого альманаха нет. Сергей Григорьев.

То: Сергей Григорьев Sent: Friday, December 15, 2000 10:41 АМ

Совершенно непонятно, что же такого подлого я совершил по отношению к Вам. Истинный христианин, когда его обличают в грехе, должен поблагодарить обличающего, но, впрочем, после Вашей декларации стало ясно, что к Вам это не относится. Кто из нас с Вами ведет себя нахально, легко смогут судить те люди, которые сравнят эти наши письма, поскольку я не собираюсь делать секрета из переписки с Вами, которая, надеюсь, скоро прекратится. В любом случае, поношения от Вас как от отступника я, по совету свв.отцов, принимаю во славу Áîæèþ….Òåêñòû àëüìàíàõà «ÏÐÀÂÎÑËÀÂÈÅ ÈËÈ СМЕРТЬявляются интеллектуальной собственностью, причем никак не Вашей, поэтому они не являются «Вашей работой», которая в данном случае никак не больше, чем техническая. Если рассуждать так, как Вы, то какой-нибудь наборщик имеет право распоряжаться трудами известного писателя. Впрочем, ни Âû — íå íàáîðùèê, íè ÿ — íå èçâåñòíûé ïèñàòåëü. Íàïîìíþ Âàì, что Вы тоже не оплачивали право на размещение наших текстов на своей Интернет-странице, но получили такое право в результате братского соглашения, которое теперь утрачивает свое действие. Поскольку «гусь ñâèíüå — íå òîâàðèù». Ïðîøó Âàñ âïðåäü íå засорять мой электронный почтовый ящик своим «спамом[4]» и не звонить мне по телефону. Я не имею никакого желания продолжать личное общение с Вами вплоть до Вашего публичного покаяния в содеянном. Теперь мы сможем продолжить дискуссию с Вами посредством наших читателей, которые нас и рассудят. NN. «ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ

Гнусный пример, который ïðåïîäàë Ñ.Ãðèãîðüåâ — ïîíîñèòü âñåìè почитаемых старцев, суждения которых по поводу ИНН-изации диаметрально отличаются от пропагандистского курса, взятого руководством Ðóññêîé Öåðêâè — îêàçàëñÿ çàðàçèòåëåí.


Свящ.П.Андриевский, давно уже вошедший в когорту «сретенских богословов», объявляет, что прославленный на весь мир старец Паисий Святогорец (1924-1994) «смущает» православных своими высказываниями, направленными против электронной нумерации («Антихрист и штрихофобия», «Благодатный огонь», 2000, №6).

В посланиях другого афонца, иеросхимонаха Рафаила (Берестова) он находит следы лжеучения «манихеев и современных оккультистов». Речь идет, например, о термине «бесовская энергия», которая как пишет о.Рафаил, может вселиться в богоотступника, и которой, по мнению ученого богослова, «в природе не существует». Казалось бы, чтобы понять, что имеет в виду старец, достаточно полистать тот же «Афонский патерик», изобилующий примерами проявления бесовской силы, или скажем, обратиться к семантике греческого ñëîâà «ýíýðãóìýíîñ» — îäåðæèìûé (áåñîì), áóêâàëüíî: заряженный энергией. В конце же, в главе с не менее ярким заголовком «Безосновательность страхов перед новым мировым порядком» наш уважаемый исследователь сам себя загоняет в тупик, объявляя противников глобализации марионетками ЦРУ и вольными или невольными строителями этого нового мирового порядка. Хорошо ему «богословствоватъ» в Белоруссии, за мощной спиной батьки Лукашенка, посмотрели бы мы, как бы стал он нахваливать новый мировой порядок в разгромленной Сербии или Ираке



[1] Жили в Москве два брата-еврея Гриша и Яша. Жили они себе, не тужили, но вот их коснулась благодать Бо­жия, и они решили стать христианами. Все бы хорошо, но по недостатку духовного окормления, покаяние их оказалось не то, чтобы неполное, но ... характерное для людей их национальности. Это выражается в том, что новообращенный еврей в 99 случаях из 100 вместо того, чтобы стоять где-нибудь возле паперти и в слезах мо­ литься о своих сродниках, пребывающих в бездне бого­отступничества, выискивает своих соплеменников-христиан и с их помощью пытается, часто всего удачно (та­кова уж позиция наших епископов) пролезть куда-ни­будь наверх.

Но Грише с Яшей не повезло - их случай был настоль­ко явно клинический, что даже митр.Ювеналий (Поярков) отказался их рукополагать. Братья оказались настойчи­выми и отправились в Грузию, где в это время стояла ужас­ная неразбериха. Но и там патриарх-католикос Илия не нашел в себе сил совершить требуемое, хотя для компенса­ции он все-таки постригает наиболее настырного из них в иноческий лик: Яша становится «Иоанном», а Гриша ни с чем возвращается в Москву.

Поскольку Яше-Иоанну нужен был сан, а не постриг, он покидает неблагодарную Грузию и направляется не куда-нибудь, а в сам Святой Град Иерусалим. Но иерусалим­ский патриарх Диодор (|2000 г., упокой, Господи, его душу в селениях праведных...), человек высокой духовной жиз­ни, сразу все понял и не пожелал иметь никакого дела с новоиспеченным монахом.

А из Иерусалима ближе всего - в Синайскую автоке­фальную архиепископию (монастырь у подножия горы Синай); туда и направил свои натруженные стопы монах Иоанн. И правильно сделал. В 1993 г. главный «право­славный» вероотступник Варфоломей, патриарх Константинопольский, учинил противозаконное судилище над патр. Диодором, в котором принял участие и архиепископ Синайский Дамиан, настолько подмочивший этим свою репутацию, что от него стали расходиться насельники славной обители. Вот Дамиан-то и рукоположил нашего монаха Иоанна сначала в иеродиаконы, а потом и в иеро­монахи.

Из этого вовсе не следует, что Иоанн-Яша стал подви заться в монастыре у подножия Синайской горы - слиш­ком мало, кто сможет это оценить. Для начала он поступа­ет на теологический факультет афинского университета, закончив который, он перебирается на Св.Афонскую Гору. Но там он пробыл совсем недолго, все-таки Афон еще по­ка остается Афоном...

Круг замкнулся, и направился этот бедолага, теперь уже отягощенный и саном и дипломом, в Москву, испрашивать место в первопрестольной. Но патр.Алексий - человек очень осторожный, и в месте Яше было отказано. Круг замкнул­ся на самом деле, и его следовало чем бы то ни было разомкнуть. Таким-то образом и появилась на свет кни­жечка «Страх перед антихристом или послушание Церк­ви?».

 

 

 

[2] Впервые из властных структур самого высокого уровня прозвучало признание существования этой мирового пра­вительства.

[3] Имеется ввиду архим.Кирилл(Павлов), всероссийский старец, и ныне уже бывший духовник Троице-Сергиевой лавры.

[4] 4. Из жаргона программистов: бессмыслица, мусор.