Память Св

Память Св. Саввы Сербского 2002 г.

Св. Гора Афон.

 

 

Мир тебе и благословение Св.Горы Афон!

 

Хочу сообщить тебе, что о.М. (молдаванин) был недавно в Андреевском скиту и имел беседу с игуменом…. и другим отцом, бывшим в недавнем прошлом игуменом. Они рассказали ему, что греческое правительство совместно с патриархом Варфоломеем с согласия Св. Кинота собираются выгнать всех бесправных жителей Афона: греков-зилотов, беспаспортных насельников, в основном, русских и румын. Это решение твёрдое, и они его выполнят. Ну, посмотрим. Всё-таки слава Богу за всё! Предлогом служит, что будто бы на Афоне проживает 800 румын. Но это глупость, в лучшем случае – 80. О.Д. сказал мне, что о.Х. получил точно такую же информацию от своих друзей, полицейских из Афин, и очень обеспокоился. Ранее он шутил по поводу наших страхов, теперь не до шуток. Это серьёзно.

 

Молитвами святителя Саввы, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!

 

Схимонах Серафим.

 

 

Тут необходимо сделать следующее разъяснение. В древности Святая Гора подчинялась проту, то есть особому выборному монаху, который жил в Карее, настоятельствовал в карейской лавре. До 14 века  канонически Святая гора находилась в ведении иериссоского епископа (местечко рядом со святой горой). Впрочем, управлял всем прот. А иериссоский епископ прибывал в особых случаях на Афон для совершения богослужений и рукоположений. Особое попечение о Святой горе как уделе Божией Матери имел император, но в 1313 году император Андроник по собственному желании передал Святую Гору в ведение Константинопольского патриарха. В 1626 году была также по неизвестным нам причинам ликвидирована власть прота, земля была поделена между 20 существовавшими тогда монастырями, и власть была передана собранию их представителей. Это собрание называется ныне Кинотом. Ранее было не так: прот собирал собрание игуменов, старцев всех обителей, находящихся на Афоне. И все имели одинаковое значение, но решающий голос принадлежал проту. Почти четыре столетия Афон управляется Кинотом, при этом состав монастырей закреплён законодательно. На территории монастырей и келий находятся скиты и кельи, которые подчиняются монастырям. Кельи, в отличие от скитов, можно покупать. Этим широко пользовались русские иноки в 19 веке, которым негде было поселиться. При этом инок покупает келью и получает право пожизненного проживания в ней со своими учениками. О чём составляется соответствующий документ называемый омологией, в котором указаны хозяева, территория и некоторые особенности кельи. Омологию можно назвать паспортом кельи. Если в 19 веке монастыри активно продавали кельи, это был один из источников доходов монастырей, то сегодня мы практически этого не наблюдаем. То ли монастыри стали богаче, то ли желающих жить в кельях стало мало. В последнее время количество келиотов и отшельников резко возросло. Но не все получают омологии, большинство поселяется в кельях на птичьих правах, то есть не платят денег монастырю, а монастырь «смотрит сквозь пальцы» на таких поселенцев. Даёт, так сказать, молчаливое согласие. Почему? Население Афона сильно уменьшилось по сравнению с началом 20 века. Ещё меньше стало подвижников, способных жить в трудных условиях без достаточного количества земли для огорода, без воды и без других, ставших обычными для современного человека, удобств. И поэтому насельниками подобных бедных угодий являются, как правило, зилоты или представители негреческих национальностей, в первую очередь, русские и румыны. Зилотами называются  непоминающие патриарха Варфоломея. Зилотское движение возникло на Афоне в 20-ых года  19 века, когда большинство насельников Афона отказалось признать  реформы константинопольского патриарха, в первую очередь, новый стиль. Но  в Константинополе быстро поняли, что попытки ввести новый стиль на Афоне не увенчаются успехом. Только один монастырь Ватопед -  перешёл на новый стиль и на очень короткое время.  Но прошли годы, и патриарх Афиногор выступил с новыми инициативами. На этот раз  константинопольский патриарх настолько воспылал любовью к Риму, что самочинно снял анафему с Римского престола. Естественно, такие абсурдные действия не могли найти поддержку у афонитов, и начался второй всплеск зилотского движения. С этого момента зилотским становится один из 20 монастырей – Есфигмен, стены которого и по сей день украшают знаменитые слова : «Православие или смерть!». Этот монастырь и собираются в ближайшее время очистить представители Константинополя руками греческой полиции. Однако основная масса зилотов живёт по многочисленным афонским кельям и, естественно, монастыри, на территории которых они живут, не дают и не могут дать им никаких формальных прав на проживание. В то же время  монастырям выгодно, чтобы кельи не пустовали и, по возможности, даже восстанавливались. Есть и другая категория монахов, которая несомненно тоже подвергнется прещениям – это иностранцы. Дело в том, что  долгие годы, даже до падения Константинополя, святогорцы подчинялись турецкому султану. Но в 1912 на берега Афона высадился греческий десант, который фактически аннексировал Афон. В то время готовился проект, согласно которому Афон , как удел Божией Матери, должен находиться в ведении всех православных стран,во избежание национальной розни, проявления которой в 19 веке были  весьма часты. Так или иначе, Афон был захвачен либеральными властями Греции. А революция в России 1917 года  сняла все вопросы о государственной принадлежности Афона. Таким образом, в ходе исторических перемен Афон оказался подчинённым канонически Константинопольскому Патриарху, находящемуся на территории нехристианского государства и фактически утратившему свою паству, в государственном – Греции. Внутренней же жизнью Святой Горы руководят представители 20 монастырей, из которых один русский, один сербский, один болгарский, а остальные греческие. Но так они делятся только по национальности своих насельников. В государственном же смысле все насельники  Афона должны быть гражданами Греции. Но далеко не все русские, проживающие как в Пантелеймоновом монастыре, так и в других монастырях имеют греческие паспорта. А что уж говорить о тех бесправных келиотах: отшельниках, русских, румынах, молдаванах и др., которые, естественно, не имеют греческого гражданства. Все они могут быть выдворены на вполне законном основании. Зилоты, как не имеющие прав на проживание на территории того или иного монастыря, а остальные как не имеющие прав проживать в Греции. Заметим, что подобные строгости суть нововведения. Во время турецкого владычества не было проблем с гражданами разных национальностей, и это более соответствует духовному смыслу удела Божией Матери, чем паспортная система любого государства. Вообще, как это ни парадоксально, турецкое владычество оказалось чуть ли ни самым удачным для Афона. Турки строго оберегали Афон от представительниц слабого пола. Практически не было гонений, за исключением двух случаев, когда на территорию Афона, проникали отряды «освободителей», баламутивших послушников и работников, а иногда и монахов, и увлекавших их в свои авантюры. В большинстве случаев это были не освободители, а разбойники, нападавшие как и на турецких солдат, так и на самих монахов, и даже продававшие их в рабство. Во время турецкого правления на Афоне присутствовало всего несколько турецких чиновников, которые ни разу не выставили с Афона ни одного монаха по причине его национальной или государственной принадлежности. Неужели  греческий народ не может подобным образом относиться к своим братьям - православным христианам, как это делали мусульмане? Но дело, конечно, не в народе, а в европейских ценностях, которым очень преданы руководители Греции.  Отсюда и боязнь иметь под боком  сильное интернациональное православное государство, которое не принимает ни объединённой на чуждых ценностях Европы, ни, вообще, духа современного мира. Поэтому союз их в деле зачистки Святой Горы  с патриархом Варфоломеем, которому не нужны ни зилоты , ни русские на Афоне, очевиден. В последнее время патриарх выступил с новыми беспрецедентными инициативами в деле борьбы с терроризмом, которую он собирается вести вместе с представителями ислама и иудейства. Конечно, такому борцу Святая Гора в таком виде, как она есть, тоже не нужна. Поэтому с каждым днём приходят всё более тревожные слухи с Афона. Русские, сербы, румыны, , молдаване, греки просят защитить их от полицейских дубинок, которые могут стать в скором времени главным аргументом для решения проблем. Это не пустые слова: в прошедшем столетии древняя афонская земля была свидетельницей нескольких подобных полицейских акций. Последняя из них хорошо памятна русским людям - это изгнание русского братства из Ильинского скита, основателем ,которого был преп. Паисий Величковский. Проблемы зилотов и беспаспортных монахов надо решать  другим путём. Нельзя забывать, что прописку на Афоне насельники получают от Самой Божей Матери, единственной законной управительнице в своём уделе. И у Неё никогда не было ограничений для проживания для всех кроме, врагов Её Сына – еретиков, и это правило свято сохраняется на Афоне. Остальные проблемы должны решатся мирным путём. Также ясно, что  подобная очистка - только начало  покорения Афона. Очередь за славянскими монастырями и за греческими братствами, которые не хотят быть слепыми исполнителями воли «борца с терроризмом». Эту борьбу люди хорошо знают на примере Эстонии и Украины.

Проблема изменения правового статуса  Афона не нова и поднималась на совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей в 1948 году. К этому совещанию была замечательная статья  профессора С.В.Троицкого «Афон и международное право». Автор предлагает  изменить международное положение Афона, сделать его субъектом международного права, подобно Ватикану. Или даже осуществить проект Лондонской конференции 1913 года и провозгласить Афон самостоятельной монашеской республикой под протекторатом государств, в котором большинство населения принадлежит к Православной Церкви. В области канонической профессор признаёт нелепость подчинения Афона турецкому гражданину, ведь Церковь – это не музей и не лавка древности, а живой организм. Его предложение устройство на Афоне автокефалии, подобной Синайской во главе с лаврским игуменом в сане архиепископа. В области внутреннего устройства профессор предлагает следующее: «… Новый Устав должен изменить феодальное устройство Афона, предоставляющее право на землю только монастырям, и право это должно быть предоставлено всем монашеским организациям сообразно числу из насельников, как бы они не назывались – монастырь или скит, келлия или калива». Все эти проблемы уже рассматривались и предложения были высказаны. Дело за теми, кому небезразлична судьба Афона.

Остаётся только задать один последний вопрос, не требующий отлагательства: имеет ли сегодня наша Русская Православная Церковь достаточно силы, чтобы предотвратить афонскую катастрофу?