Письмо с Афона

Письмо с Афона

    В  день всех преподобных отцов на Святой Горе Афонской просиявших приехал на праздник в келью Даниелей игумен Великой Лавры Продром. Келлию эту, как ты помнишь, основал известный старец грек Даниил, живший в Пантелеимоновом монастыре в период греко-русского процесса XIX века. После праздника, когда игумен уже собирался уезжать и залез на мула, к нему подошел наш старый монах-серб Симеон и начал что-то выяснять про деньги, которые должны были прийти для него в Лавру. Ты хорошо его знаешь. Помнишь, у него сгорела келлия, внизу у самой арсаны. Возникло у них некоторое недоумение по этому вопросу, игумен очень рассердился на о. Симеона, и находившиеся рядом полицейские, которые всегда смотрят за порядком на крупных праздниках, попросили о. Симеона удалиться. Не знаю, что между ними там произошло, но нам стало известно, что игумен Продром очень рассердился и дал указание полицейским, которые весьма слушают игуменов, убрать всех монахов славянского происхождения с Карули. Каруля - это скит, который находится на территории Великой Лавры и поэтому должен подчиняться ей. В XVII в. территорию Афона поделили между двадцатью монастырями, и с тех пор все келлии и скиты обязаны подчиняться монастырю, на территории которого находятся. Если ты забыл, то у нас здесь проживают монахи разных национальностей, и в основном зилоты. Зилоты - это монахи, принадлежащие к одному из старостильных синодов, которые живут по юлианскому календарю, не признают константинопольских патриархов за их экуменическую и отступническую деятельность, начиная с уже печально известного Мелетия Метаксакиса. Кроме того, на Каруле много и русских, тех, кто поминает и нынешнего Патриарха, то есть не зилотов. В основном насельниками скита являются сербы и русские, греки не хотят жить здесь, потому что условия у нас тяжелые. И когда игумен Лавры просит очистить Карулю от славян, то это означает геноцид русских, потому что он выступает не против зилотов, а именно против русских, среди которых есть и зилоты, и члены МП, находящиеся в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархом. Это подтверждается тем фактом, что никого не хотят изгонять ни с Катунак (95% зилотов), ни из скита Василия Великого (100%), ни из Керасей (90%) - греческих скитов, где практически нет монахов славянского происхождения.
    Такое впечатление, что инцидент с о. Симеоном пытаются использовать просто как повод, чтобы убрать славян с Карули. Пока этого не произошло, - местные полицейские не захотели участвовать в акциях против монахов. Прибывшие с континента полицейские также пока ничего предпринимать не стали. Но надолго ли у нас затишье? Не захотят ли опять воспользоваться каким-то случаем, чтобы избавиться от русских и сербов? История Афона XX века - это во многом история гонений греческих властей на монахов негреков. Что только ни делалось, чтобы «обезопасить» Афон от иностранцев: устанавливали квоты, заставляли принимать греческое гражданство, просто не допускали иностранцев-монахов, несмотря на то, что за них просили и гражданские, и церковные власти их стран. Хорошо ли это для Афона? Конечно, нет. Никакие споры и разногласия - ни церковные, ни национальные - нельзя решать вмешательством грубой силы. Будем ждать, что из этого выйдет.

Схимонах Серафим Серб.

Карульская келлия

Святая Гора Афон. Каруля.
    В последние годы было достаточно много сообщений о попытках константинопольских патриархов «навести порядок» на Афоне. Порядок в их понимании сводится к тому, чтобы убрать со Святой Горы всех оппонентов Вселенского Патриарха. Таковыми в первую очередь считаются зилоты (непоминающие Патриарха) и монахи славянского происхождения. Лидером зилотского движения на Святой Горе Афон, несомненно, является монастырь Эсфигмен. Борьба с ним в последнее время отнимает у Константинопольского Патриарха много сил. Создано альтернативное братство монастыря, периодически монахов монастыря запугивают насильственными мерами выселения, запрещают допуск на праздники (панагир), совершают нападения на карейский кунак (представительство в Карее).

Жилище карульского отшельника

    Со славянскими, в основном русскими, монахами действуют осторожнее: просто не дают им оставаться на Святой Горе. Препятствуют увеличению братства Пантелеимонова монастыря и не дозволяют монахам-славянам поселяться в келлиях или скитах. Письмо о. Серафима - яркое свидетельство этому. По опыту одного монаха, проведшего несколько лет «полулегально» на Афоне, остаться русскому монаху вне монастыря и двух-трех келлий просто невозможно. И не нужно говорить, что и в любом монастыре остаться очень трудно. По моему мнению, сейчас положение русских монахов только ухудшится. Недавно был образован Фонд поддержки русских святынь на Горе Афон. Фонд был организован по инициативе Президента Путина, и в него вошли крупные политические деятели и бизнесмены. Сопредседателями Попечительского совета были избраны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и мэр Москвы Ю.М. Лужков. В попечительский совет вошли министр иностранных дел С.В. Лавров, руководитель Торгово-промышленной палаты Е.М. Примаков, кстати, первым из государственных деятелей посетивший Афон, и представители весьма солидных фирм. Тут и АвтоВАЗ (председатель совета директоров В. В. Артяков), и Роснефть (президент СМ. Богданчиков), и Центробанк России (заместитель председателя В.Н. Мельников). Кроме того, в попечительский совет вошли: генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» С.В. Чемезов, президент компании Coalco В.В. Анисимов, президент ОАО АФК «Система» В. П. Евтушенков, председатель Совета директоров ООО НГК «ИТЕРА» И.В. Макаров. Предполагается привлечь к работе фонда Газпром и железнодорожные компании. Особенно важным является участие в этом фонде Г. Полтавченко, неоднократно посещавшего Афон и о проблемах Русского Пантелеимонова монастыря знающего непонаслышке. Запланированы мероприятия на высшем уровне. Естественно, все это вызвало неприятие в Константинополе и Афинах. Первые попытки дипломатов прозондировать почву для деятельности фонда вызвали бурю недовольства в греческой печати.

Серб-отшельник и русский паломник

    Это и понятно: современная Греция выросла на «Мегали идеа» и бредит созданием какой-то Великой Греции, которой никогда не было, а была Православная Византийская империя, старавшаяся соединить под своей защитой все православные народы. «Мегали идеа» закончилась авантюрой 1919-1922 гг., когда Антанта подтолкнула греков к освобождению их исконных земель. Высадившиеся в Малой Азии войска героически сражались и вначале достигли немалых успехов, но в конце концов были наголову разбиты войсками Ататюрка, и греческое население Малой Азии было вынуждено навсегда покинуть территорию Турции. Руководителей авантюры постигло заслуженное наказание: они были казнены. Причина поражения очевидна: греческие солдаты были движимы не ревностью о защите православных святынь и православного народа, а националистическими и либеральными идеями, и выполняли приказы не православного императора, а Антанты.
    Но «Мегали идеа» осталась жить и живет дальше. Ее адепты не хотят делить власть с представителями других народов. Гонения обрушились и на Афон. В 1924 г. в Греции был выработан «Устав Святой Горы», подписанный представителями 19-ти монастырей Афона. Отсутствует на этом документе подпись только представителя Пантелеимонова монастыря. Греческое правительство утвердило этот устав.
    В 1926 г. был выпущен закон «Новое Положение об Афоне», подписанный президентом греческой республики Павлом Кундриотисом и премьер-министром Г. Кондилисом, по которому Афон объявлен территорией Греции, управляется в административном отношении греческими властями, а в духовном - Вселенским Патриархом, и все монахи, вне зависимости от их национальности, должны стать греческими поданными. Статья «А» этого закона гласит: «Полуостров Афонский от горы Мегали Вигла (на границе с материком) до оконечности является самоуправляемой частью Греческого Государства под духовным управлением Вселенского Патриарха. Все монашествующие на Афоне являются отныне греческими подданными, а также все вновь поступающие послушники становятся таковыми без дополнительных каких-либо прошений». Тогда же было принято негласное решение не допускать в негреческие монастыри новых монахов. Несмотря на то, что желающие были, с 1926 по 1955 гг. по официальным данным в негреческие обители не было допущено ни одного монаха. За этот период количество монахов в Пантелеимоновом монастыре сократилось с 651 до 95 человек, из 82 русских келлий вымерло 68, причем, в наш монастырь не был принят ни один из тех, кто просился, а желающих поступить на Афон было немало.

Митинг в Уранополисе в защиту зилотского
монастыря Есфигмен. Надписи наплакатах:
«Православие или смерть»,
«110 отцов выгоняют из монастыря»

    Сейчас, конечно, эти времена позади, но Пантелеимонов монастырь не восстановил и тени своего былого величия. Более того, отношение его к России и Русской Православной Церкви стало несколько странным. 18 сентября 2006 г. на заседании Попечительского Совета фонда поддержки русских святынь на Горе Афон Патриарх Алексий II высказал недовольство сложившейся ситуацией в русском монастыре. Принимают паломников из России часто гораздо менее доброжелательно, чем в греческих монастырях. Может быть, это связано с тем, что на территории СССР образовалось несколько православных государств, а украинская диаспора очень сильна в Русском монастыре, и, кроме того, ни современное Российское государство, ни РПЦ МП юридически к Пантелеимонову монастырю не имеют никакого отношения. Все это вызывает озабоченность. Один из высоких чинов, посетив Пантелеимонов монастырь, с удивлением обнаружил на столе духовника и фактического руководителя монастыря один только украинский государственный флаг. Константинополь сегодня ближе расположен к Украине, чем к России.
    Вероятно, попытка заняться Афоном на высшем уровне продиктована мерами безопасности. Но весьма представительный состав участников фонда не позволяет думать, что это простая имитация любви к Православию и историческому наследию России. Ясно также, что подобное российское внимание к Афону вызовет дальнейшую негативную реакцию в греческих политических кругах и у греческих иерархов и приведет к попыткам аккуратно, по-гречески, по-дипломатически выдавить с Афона как можно больше русских и максимально препятствовать возрождению утраченных и созданию новых русских обителей.

Павел Троицкий

    Статья 187, предпоследняя в «Новом уставе», гласит: «Всякое распоряжение, противоречащее настоящему Уставу, не может иметь силы на Святой Горе». Тем самым были отменены все прежние уставы и типики, а вместе с ними, разумеется, и «прежние привилегии» славянских монастырей. Все они были поставлены Новым Уставом в жесткую зависимость от греческого большинства. По смыслу 9-й статьи Устава, вместо своих традиционных типиков монастыри, обязываются составить новые правила, подлежащие утверждению и надзору Кинота, состоящего из греческого большинства (17 представителей от греческих монастырей и по одному от русского, болгарского и сербского монастырей). Поэтому представители Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, хорошо понимая опасность от «Нового устава», ущемляющего права русских иноков, решительно уклонились, несмотря на угрозы, от обсуждения его и от подписи под ним. Его всячески старались навязать русским инокам, но позиция иноков Пантелеимоновского монастыря оставалась твердой.
     Данные из статьи сотрудника ОВЦС И. Якимчука на сайте Православие.Ru.