Афон

Афон. Год спустя.

 

Вот дорога делает очередной зигзаг, и мой спутник вздрагивает от неожиданности. Прямо на тропинке на маленьком стульчике сидит пожилой монах. Наше появление вызывает неожиданную реакцию. Старец обращается к нам на румынском языке. Увы, общего языка мы в полном смысле этого слова найти не можем. По его щекам текут, слёзы, и он восклицает: «Июнь. Катастрофа!» Дальше слышим его слова: «О Панагия, Панагия! Катастрофа!». Старец нас долго не отпускает. Вскоре мы поняли, что хотел сказать старец: в июне в очередной раз ожидалось вторжение Евросоюза, откуда опять пришли слухи о возможной отмене аватона, запрета на посещение Афона женщинами. 

Уже в январе 2003 года Европарламент 277 голосами «за» и 255 «против» узаконил предложение голландки, депутата Европарламента, о снятии запрета для женщин на посещение полуострова Афон.  Этого, как мы видим, не случилось, но образ плачущего старца так и стоит перед глазами: «О Панагия, Катастрофа!»

Дело в том, что Афону действительно грозит катастрофа, но с каждым нашим посещением Афона мы убеждаемся, что придёт она совсем с другой стороны, чем её ожидают. Даже робкие представители ОВЦС ( в лице прот. Николая Балашова), боящиеся любого западного ветерка  заявили: «Поскольку резолюция не носит обязательного характера, то я думаю, что она и не будет иметь последствий. Следование ей могло бы повлечь большое напряжение во всем православном мире, поскольку устои Афона важны не только для греческого, но и для русского православия». Иерархи Элладской церкви, конечно, высказались более решительно: «Если Евросоюз будет настаивать на отмене запрета, тогда Святая гора не сможет остаться в Евросоюзе». Вряд ли  опытные европейские интриганы пойдут напрямую, напролом, пытаясь просто-напросто добиться разрешения женщинам посещать Афон. Они прекрасно понимают, что «где тонко, там и рвётся…»

А где тонко? С каждым годом всё яснее и яснее становится видно. где тонко. Помню совсем недавно появились к всеобщему недоумению на Афоне вертолётные площадки. Это было года два назад. Сегодня я уже не смогу точно все их перечислить: Лавра, Карея, скит св.Анны, монастырь Симонопетр…

Пришлось нам однажды забрести в келью русского монаха, который живёт довольно уединённо. Разговор зашёл и об афонском быте. Русский монах с горечью поведал, как в соседнем скиту в монастырской гостинице, архондарике, дикей пять раз перестраивал … туалет. Видимо, достичь европейских стандартов сразу не удавалось. Не надо искать в этих словах насмешки: это горькое предчувствие афонской катастрофы. За несколько лет западным перестройщикам удалось преобразить  Афон. Дело не ограничилось стройкой: Европа стала проникать в самый быт монашества.  Когда входишь в Карею, столицу афонского государства, тебя уже издалека встречает вереница автомобилей – это монахи приехали пополнить запасы продовольствия, забрать почту или просто по каким-то делам. Вроде бы это естественно - при необходимости использовать достижения технического прогресса. Зачем 2-3 часа тащиться пешком по жаре или на муле, когда железный скакун доставит тебя за  десять минут. Лучше сохранить время и  силы для духовного делания.

Но вряд ли кто нас убедит, что предшественники нынешних монахов были тёмными  и отсталыми людьми, когда выбирали себе для жительства отдельную каменную квартиру вдали от дорог и больших монастырей. Не нам, мирским людям, поучать монахов, но нельзя здесь не сказать о неком чуде, в память о котором была поставлена часовня в 150 метрах от  пристани скита св. Анны. Вот что было написано внизу под распятием:

«Послушник некоего старца, неся от моря на своих плечах поклажу и поднимаясь с большим трудом, начал переживать, что напрасно трудится. Он сел здесь со своей поклажей, чтобы немного отдохнуть, будучи одолеваем указанным помыслом, когда внезапно слышит свыше чудесным образом пекущуюся о нас и помогающую нам Пресвятую Богородицу, говорящую ему: «Что ты сомневаешься и скорбишь? Знай, что эти труды, которые братья претерпевают, переносятся как благоприятная жертва Богу; и поты, которые они, поднимаясь, проливают, вменяются Христом в мученическую кровь; и безропотно терпящие здесь тяжкие труды подвига и послушания в день суда получат великое вознаграждение». Брат, услышав это и вполне уверившись сердцем, рассказал всё братьям и отцам. Завершив же в радости и преподобии остаток своей жизни, которую провёл в подвиге и послушании, он отошёл в вечныя обители, чтобы получить вознаграждение за свои труды», - эту надпись приводит  в своей замечательной книге «Из удела Божией Матери» архимандрит Херувим. Какие же выводы делали монахи из этого случая? Тот же архимандрит Херувим далее рассказывает о патриархе Кирилле V, жившем на покое в скиту св. Анны.  Как только он услышал об этом чуде, так перестал использовать мула  для перевозки сельскохозяйственного инвентаря и носил его на собственных плечах. Было время, и были патриархи. Погоня за техническими усовершенствованиями не только лишает монаха  указанной награды, но приближает его миру, порабощает его волю. Хватит ли сил у святогорцев лет через пять-десять подобных реформ возвысить свой голос против нарушения афонских традиций, того же аватона, наконец? Враги монашества знают свою работу, и вряд ли они собираются спешить.

Конечно,  не следует говорить, что ныне вовсе нет на Афоне отшельников, ведущих аскетический образ жизни. И сегодня монахи живут в пещерах и не имеют мирских попечений. Нам приходилось бывать у такого монаха-пещерника,  практически не имеющего никакой собственности. Его бодрый и весёлый вид может вызвать у кого-то смущение, но опытный паломник избегает кающихся, посыпающих главы пеплом, и молитвенников, чьи труды не остаются незамеченными.

С горькой иронией приходится говорить о том, что многие нынешние афонцы стали гораздо смиреннее своих предшественников. Те в первую очередь заботились о чистоте веры и своих грехах, и мало интересовались приказами из-за моря. Теперь же многие афонские деятели прислушиваются гораздо внимательнее к голосу из Константинополя, чем к голосу своей совести. Если несколько десятков лет афонские старцы активно протестовали против «выходок» стамбульских владык, как-то самочинное снятие анафем, то сегодня новые инициативы не вызывают у многих святогорцев практически никакого интереса. Более того, весь гнев обрушивается на головы тех, кто в меру своих возможностей противостоит предательской политике Константинополя.

Может быть, эти монахи и не совсем правы, выбирая тот или иной образ сопротивления, но разве достойнее покой мертвеца, который почему-то некоторые называют смирением? Ситуация вокруг афонского монастыря Есфигмен хорошо иллюстрирует нынешнее афонское  распределение сил. Антиправославным силам удалось добиться в этом году значительных результатов на Афоне. Главный результат – это то, что   19 афонских монастырей подписали решение об освобождении Есфигмена  от занимающего его стены братства. Так что греческая полиция получила возможность действовать на основании этого решения, которое 26 декабря 2002 года принял Священный Кинот - высший орган самоуправления на Афоне.  Отметим  оперативность Кинота. Только 14 декабря 2002 года «Патриарх Константинопольский Варфоломей объявил монахов монастыря Эсфигмену схизматиками» (Lenta.ru), как  представители афонского братства в отличие от предыдущих времён уже, не мучаясь ни какими сомнениями, через  2 недели просто приложили руку к козырьку. Кстати, демократические СМИ, видимо, по своей религиозной неопытности, иногда просто расстреливают в упор своих союзников: «Монахи монастыря Эсфигмену, считающие Папу Римского еретиком, выступают против какого-либо примирения и объединения православной церкви с католической и осуждают лидеров православной церкви за подобные попытки. Над их монастырем вывешен черный флаг и транспарант с надписью "Православие или смерть". "Мы сражаемся за истину и истинно православную жизнь, которую патриарх пытается заставить умолкнуть" - заявил Мефодий», - объяснила суть событий та же  Lenta.ru. Никакая черносотенная газета не могла бы  больше насолить демократическому патриарху.

А как же отступничество  константинопольских патриархов, ставшее притчей во языцех? Нет, самое страшное, что на Афоне в одном из монастырей не поминают вселенского патриарха, – это будто бы страшное беззаконие! Для водворения законности , как всем уже известно.  к монастырю весной этого года  прислали отряды полиции. К чести полиции следует сказать, что она благоразумно не проявила никакого рвения при выполнении поставленной задачи. Оцепление было достаточно формальным. Полицейские жили невдалеке от монастыря и  только 1-2 из них стояли на боевом дежурстве. Но всё равно эти невинные демократические забавы кончились трагически. Пытаясь доставить в монастырь трактор  окольным путём, живший неподалёку от монастыря монах Трифон сорвался в пропасть и погиб. Гибель  молодого монаха кого-то  отрезвила или, скорее, испугала. Устрашающие обитель полицейские были убраны. И бойцы невидимого фронта из числа афонских братьев обнародовали свою новую программу… На сайте «Православие.Ru» появилась следующая информация: «20.03.2003  Попыткой прекратить выходящую за рамки здравого смысла дезинформацию в отношении темы монастыря Эсфигмен, публикуемую в греческих и иностранных газетах, а также в сети Интернет, назвал официальный сервер Элладской Православной Церкви пресс-конференцию, проведенную в полдень 18 марта 2003 года представителями Священного Кинота Святой Горы Афон в Союзе издателей ежедневных газет Аттики. В пресс-конференции, официально представляя Кинот Святой Горы, приняли участие монах Иоанн, генеральный секретарь Священного Кинота, и монах Никодим из монастыря Великой Лавры, члены соответствующей комиссии Священного Кинота, а также С. Троианос (профессор университета им. Аристотеля г. Салоник), П. Бумис (профессор Богословского факультета Афинского университета), Г. Веллис (экс-вице-президент Ареопага), Д. Караяннакидис (адвокат, представитель прессы Священного Кинота по вопросу Есфигменского монастыря). К обсуждению был предложен вопрос известного монастыря, как он представляется средствами массовой информации. С самого начала пресс-конференции были подчеркнуты размеры, какие приобрело неверное информирование по теме Есфигмена как в греческой, так и в зарубежной прессе. Была подчеркнута опасность сеяния соблазна среди верующих неправдивыми публикациями, что и привело к этой "вынужденной пресс-конференции", цель которой - попытка выразить обстоятельно, обоснованно и официально правду в отношении нашумевшей темы монастыря Есфигмен. Согласно достаточно подробным разъяснениям юристов-членов делегации (г-н Веллис и г-н Караяннакидис), вопрос монастыря Есфигмен имеет некоторые особенности, непонятные тем, кто не знаком с особым способом существования Святой Горы как Автономной республики. Затем комиссия ответила на вопросы журналистов, которые были сконцентрированы на ошибочном представлении общественности в отношении якобы агрессивного обращения святогорских монахов с монахами-есфигменитами, как это было представлено СМИ. Делегация, особенно монахи, подчеркнули, что изначально существовало решение о неупотреблении насилия в отношении Есфигмена, чтобы не подвергнуть опасности жизни людей и святыни. Это подтверждается и уже тридцатилетним ожиданием разрешения вопроса.  На пресс-конференции были обсуждены вопросы юридического и канонического решения проблемы. Отец Никодим отметил, что в настоящий момент речь идет о собрании новой братии, пусть даже и вне зданий монастыря, с желанием убедить захватчиков оставить незаконно удерживаемые ими монастырские построения. В продолжении всей пресс-конференции неоднократно подчеркивалось, что цель и объект стремлений во всей теме монастыря Есфигмен - это достижение мира и спокойствия в Монашеской Республике. Отец Иоанн охарактеризовал монахов-есфигменитов как захватчиков, чуждых святогорской традиции, и выразил общее мнение святогорцев о недопустимости дальнейшего продолжения такого неканоничного и незаконного положения вещей. Завершая пресс-конференцию, отцы-святогорцы призвали всех считать, что Святая Гора Афон - одна и едина, что нужно смотреть на нее глазами законности и дать ей возможность жить в спокойствии и молитве, особенно сейчас, когда весь мир находится на пороге войны. Что же касается монахов-ефигменитов, святогорцы заметили, что мы должны проявить понимание к этим людям, так как они стали жертвами фанатизма.»

Иначе, чем позорной, эту пресс-конференцию не назовёшь. Она показала прискорбный факт, что многолетние труды константинопольских патриархов-отступников по насаждению среди афонской братии  послушной им лже-братии приносят свои плоды. Каким-то образом братство, занимающее монастырь, вдруг оказалось захватчиком. В отличие от некоторых монастырей, где производились зачистки,  преемствует игуменскую власть  не какой-то сторонний монах, а опытный представитель братства, много лет проведший в монастыре и хорошо известный братии.  Отцы-молодцы, обратим внимание, «призвали всех считать, что Святая Гора Афон - одна и едина, что нужно смотреть на нее глазами законности и дать ей возможность жить в спокойствии и молитве, особенно сейчас, когда весь мир находится на пороге войны (эта пресс-конференция проходила перед оккупацией Ирака).» Видите, эти отцы, которые более смахивают на политмахеров, сумели использовать в давлении на общественность даже «успехи» американской военщины: «дескать, что тут думать о каких-то есфигменцах, когда война начинается». Святая Гора – одна, и, по их мнению, является их вотчиной, которой они правят в согласии с патриархом Варфоломеем. И поэтому она должна быть едина, то есть полностью принадлежать им. Смотреть на всё происходящее на ней они предлагают всем глазами законности, неизвестно какой: демократической или церковной, - в любом случае, ставя подобно фарисеям, закон выше веры, выше совести.

Кроме того, они, наконец, озвучили свой проект, слухи  о котором давно уже циркулируют среди афонского монашества. Проект этот состоит в том, чтобы  в случае неудачи с насильственным выселением есфигменских монахов, создать новое братство, которое заменит монастырь Есфигмен, хотя и расположится вне стен монастыря, но будет признано Кинотом и пошлёт своего представителя в высший орган власти Афона.

В этом году все посещавшие монастырь Есфигмен отмечали особое радушие его насельников. Ранее на гостей из России смотрели, что называется, косо: мол, экуменисты-коммунисты.  Когда грянул гром есфигменцы вдруг ощутили  поддержку  всего православного мира, несмотря на существующие разногласия. В беседе с одним из рабочих монастыря, находившимся на Афоне во время  событий, мы узнали, что  граничащий со Святой Горой город Уранополис был буквально заполнен протестующими против насилия над насельниками монастыря. Можно было заметить на  некоторых автобусах, привезших защитников монастыря, украинские номера.

Мы сами стали свидетелями  поддержки монастыря православными всего мира. Нам встретился соотечественник. проживающий в Германии. Почти сразу после нашего знакомства он поинтересовался у нас как найти Есфигмен. Оказывается,  он привёз небольшую сумму денег, собранную православными в этой стране, чтобы поддержать монастырь. А сам он,  как и те, кто его уполномочили, люди не самого высокого достатка. Видимо, братия  поняла, что сегодня их монастырь как бы стал общим знаменем борьбы против экуменистов и вероотступников. И только твёрдое, бескомпромиссное стояние в вере даст возможность устоять монастырю. И не время для мелких счётов и разборок. Порадовал нас и прекрасный журнал «Вонаргес», издаваемый монастырём. Особенно хорошо то, что некоторые статьи стали появляться не только в английском, но и в русском переводе.

Вернёмся к нашему старцу, который рыдал на одной из афонских тропинок… Горький его плач, вызывающий сочувствие, вспомнился мне, когда я прочитал в «Греческой газете» две статьи следующие одна за другой. В первой  нынешней  греческий  министр иностранных дел Э.Венизелос лихо отражал попытки Европарламента добиться от Греции разрешения для женщин на посещение Афона. Отбивал он так лихо, что почувствовалось: позиция Европарламента настолько слаба, что нет пока реальной угрозы на  открытие второго фронта против Афона.  И роль этого второго фронта  борьбы за отмену аватона - прикрытие действий первого фронта, о котором говорится во второй статье этой газеты. Собственно, вся статья посвященна заявлению 19 афонских монастырей. Читая это заявление, просто не можешь поверить, что это произвели не писаки жёлтой прессы, а афонские монахи. Чего стоит только начало: «Монастырь Эсфигмену является одним из исторических и выдающихся монастырей Святой Горы, который сегодня, из-за его незаконной оккупации находится в трагическом положении, и лишен братии и руководства». Достойный приём лучших времён большевистского периода: перед тем, как начать грабить богатых людей, надо заявить, что по-настоящему их имущество ворованное, поэтому им и не принадлежит, и то, что всегда было грабежом, сегодня именуется экспроприацией. Оказывается, братство монастыря, которое живёт в этих стенах уже тысячу лет – сегодня стало захватчиком.

Далее следует простой приём, авторы  догматизируют свою выдумку и, действуя в рамках новой системы аксиом, ниспровергают всё и вся: «Основной принцип существования Святой Горы — это церковное и административное единение всех суверенных Святых обителей. Нарушение этого принципа влечет за собой угрозу существованию Святого Афона и тысячелетним его устоям».  О том, что Афон – это удел Божией Матери, Её Вертоград,  создатели нового Афона  и не вспоминают, считая, видимо, не относящейся к делу легендой. Православная вера их тоже мало волнует:  главное - церковное и административное единение суверенных обителей. Причём неважно, на какой основе это единение происходит. С этими новыми посылками, конечно же любой приказ из Константинополя будет принят с полной готовностью.  Какие могут быть сомнения? Ведь может  поколебаться основной принцип существования Святой Горы. Интересно, что возникновение этого принципа может быть отнесено только к 17 веку, когда на Афоне произошла революция, ни движущие силы которой, ни  причины до сих пор неизвестны. Ясно только, что до 1626 года существовала власть прота, который управлял Афоном в согласии со всеми афонскими обителями. А после этого года власть над Святой Горой была поделена между 20 монастырями. Если   мы будем  и далее углубляться в историю Афона, то у нас будет возникать множество вопросов, которые могут поколебать иные кажущиеся незыблемыми принципы. Как многим, наверное, уже известно, до 1313 года Константинопольские патриархи, вообще не имели права вмешиваться  в дела святогорцев. Да и нынешнее возглавление Константинопольским патриархом Святой Горы довольно странно.  Святая Гора имеет епископа, живущего на территории чужого неправославного государства, причём  сама административно входит в состав православного государства,. на территории которого действует другая автокефальная церковь. Но если мы обратимся и к истории административного подчинения Афона, то узнаем, что Святая Гора была в 1912 году незаконно оккупирована греческими войсками, и только в 1926 году, задним числом, этот захват был легализован. Но это мало волнует поборников законности: весь их справедливый гнев направлен против братии монастыря, которая не поминает еретичествующего патриарха.  Казалось бы, чего проще для таких ревнителей  всё перевести в законное русло. Если патриарх еретичествующий, то надо убрать патриарха, а претензии к нему братства признать законными. Если патриарху удастся оправдаться перед Православной Церковью, то надо призвать братство к порядку. Но что вы! Разве можно сдвинуть с места такую политическую фигуру как Вселенский патриарх? И мы читаем дальше: «Уже 30 лет в монастыре имеют место не только противление церковной политике Вселенского Патриарха, и не только прекращение его поминовения, но и полный разрыв церковного и административного сообщения с другими монастырями Святого Афона, отделение от всех Православных Церквей, и примыкание и изолированное сообщение лишь с одной из множества так называемых сект Православного Христианства». Любопытно, что старостильную церковь, с которой есфигменские монахи находятся в литургическом общении, незадачливые публикаторы письма назвали «сектой Православного Христианства», написав    её название с большой буквы. Очевидно, остаётся ещё небольшой шаг:  назвать Православное Христианство  сектой.

Да, тут нельзя не согласиться с плачущим старцем! Это катастрофа! Разделавшись с непокорными монахами, подобные послушники откроют на Афон дорогу и женщинам ,и всем кому угодно, что сегодня кажется невероятным. Основа их послушания лежит не в каких-то там вековечных принципах, а в вертолётных площадках, джипах и роскошных туалетах. Это-то и делает их послушными. Хотя подобных носителей ангельского образа, вероятно, и не очень много, но велика забота о них закулисных селекционеров, претворяющих в жизнь основополагающий принцип современных органов власти, и помогая подобным послушникам всплывать наверх.

Но были в текущем году и радостные события на Афоне. В Есфигменском монастыре были открыты в соответствии с традицией мощи почившего три года назад игумена Евфимия. О.Евфимий относился к числу тех захватчиков, которые в течение тридцати лет орудовали в монастыре.  И вот я держу в руках его главу, и глава эта жёлтая,  что по афонским критериям является свидетельством праведности.

>Было и другое радостное событие для русского паломника. Со Святой Горой тесно связаны имена  некоторых русских святых 20 века. Одни  из них уже канонизированы, прославление других в настоящее время ещё готовится. Это преп. Кукша,  иеросхимонах Аристоклий и, наконец, кавказский старец Феодосий, почитаемый в нашем отечестве. Занимаясь историей русского Афона начала 19 века, я натолкнулся на странный факт, связанный с жизнью последнего. Будучи настоятелем кельи «Положения Пояса Богородицы» Иверского монастыря будущий кавказский старец попытался провезти на Афон под видом послушника молодую девушку-казачку. Шум поднялся в греческой печати страшный. Наши соотечественники тоже не пожалели грязи. Настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Иона пытался доказать, что произошедшее с о.Феодосием закономерное следствие его немонашеского  образа жизни. Этот факт я уже приводил в брошюре «Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне» (стр. 87-88)  (более подробно это вопрос будет  рассмотрен в книге, готовящейся к печати). Ничего дурного, что предполагают обычно скорые на суд любители жаренного,  здесь предположить невозможно, уже хотя бы потому, что Татьяне было около 16 лет,  иеромонаху Феодосию, согласно его жизнеописанию более 60 .  Но объяснение этому факту  найти не удаётся до сих пор. Естественно, вынося на общий суд это событие, связанное с человеком святой жизни, испытываешь некоторое смущение. Поэтому в этом году мы были очень рады, когда  представилась возможность совершить паломничество в эту русскую келью. Надо сразу сказать, что без помощи Божией  нам  не удалось бы найти место подвигов русского святого. Неожиданно один из  монахов-греков из соседней кельи  не только рассказал нам, где  найти эту русскую обитель, бывшую убежищем для более 20    русских монахов, но и сам проводил нас  на это место. Вернее, нашли мы не келью, а то, что от неё осталось. Афонские заросли полностью поглотили стены здания, так что путник, идущий мимо, и не заподозрит, что рядом была большая келья, стены которой почти полностью сокрушены временем. Когда, наконец, удалось продраться через естественную зелёную преграду, то нам осталось только подивиться тому удивительному контрасту, который представляют эти руины по отношению к нынешнему благоустроенному Афону, на который мы с огорчением взирали во время всей нашей поездки. Три раза поём  мы «Христос Воскресе!» и слышим, как рядом в испуге шарахается какой-то достаточно крупный зверь. Это всё, что мы можем сделать для обители, где подвизался русский святой. Выйдя на дорогу и продолжая свой путь, мы приходим к одной и той же мысли, что эти развалины нам более по  душе, чем строительство общего европейского дома, которое захватило уже и территорию  Святой Горы. Это молчание развалившихся стен приятнее для нашего слуха, чем грохот современной техники, который ныне на Афоне не в диковинку.

Осада Есфигмена.Фотографии из журнала "Вонаргес". На последней монах Трифон.