ivanov.htm
  Русский Вестник №5-6, 2001

Горькие плоды "свободы" и демократии в истории учебных заведений Русской Православной Церкви.

"17 октября 1905 г. вышел Царский Манифест "О свободе совести", дававший новые гражданские права и религиозные свободы населению Российской Империи. Но неправильно понятые "свободы" привели к стихийным восстаниям и беспорядкам" (с. 62).

"В Тамбовской семинарии учащиеся поделились на две партии — либералов и консерваторов... Мысль, что наконец получена "возможность действовать независимо от начальства и даже против него", горячила головы юных забастовщиков" (с. 63).

"На первых порах требования семинаристов касались, в целом, реформы школы:

уничтожение балльной системы и введение лекционного способа преподавания в старших классах... Главное направление борьбы семинаристов заключалось в желании отодвинуть образование подальше от церковности и приблизить к миру — иными словами, искоренить из Семинарии то, что более всего воспитывает будущих пастырей" (с. 64).

"В Тамбовской школе с общим упадком религиозности стала падать и нравственность, в ученической среде появилось пьянство, хулиганство и даже воровство...

Перед масленицей революционно настроенные семинаристы решили добиться необязательного посещения службы в храме и устроили "богослужебную забастовку" (с. 77).

"3 мая (1906 г.) произошло событие, отметившее начало исповеднического пути архимандрита Феодора, — пути, завершившегося мученичеством. Как обычно, перед занятиями он шел по Семинарии. При проходе через переднюю один из учащихся первого класса неожиданно выстрелил в него из револьвера браунинга... По милости Божией пуля пролетела мимо" (с. 79).

"7 апреля (1907 г.), в субботу, после всенощной, около 8 часов вечера о. Ректор (архимандрит Симеон (Холмогоров) возвращался в свою квартиру из семинарского здания. До парадного входа его проводил швейцар. Не доходя до своей квартиры несколько шагов, о. Симеон встретился с воспитанником 1 класса Семинарии Архангельским, который, поздоровавшись, обошел его кругом и с левой стороны произвел на расстоянии трех шагов выстрел в спину. Ректор повалился, как сноп, успев только воскликнуть: "Архангельский! За что?" Несмотря на то, что цель была достигнута, преступник сделал "по лежачему" еще три выстрела..." (с. 85).

В одной из тогдашних газет, в статье, озаглавленной "Революция в церковной ограде", был опубликован следующий отклик на происходящие события: "Революция уже подкралась в церковную ограду и свирепо командует в Духовных Семинариях... На протяжении месяца пали жертвами семинаристской революционной банды два представителя семинарского начальства. В Тамбове искалечен на веки Ректор Семинарии архимандрит Симеон, в Пензе тремя выстрелами из револьвера убит наповал Ректор Семинарии архимандрит Николай".

Эти исторические факты должны обеспокоить всякого истинно православно верующего христианина, в котором горит дух ревности за чистоту Церкви Христовой. Если монастыри являются сердцем духовной жизни, то духовные учебные заведения — это мозг, где должно формироваться церковное сознание у кандидатов в пастыри Церкви. К глубочайшему сожалению, в МДАиС наблюдаются тенденции предреволюционного 1905 года. Изложенные факты заимствованы из записей и дневников архиепископа Феодора (Поздеевского — ректор МДА 1909—1917). Видна четкая параллель школьных вредоносных преобразований, методично подготавливаемых годами и постепенно воздействующих на сознание учащихся: высмеивание здоровых церковных, испытанных временем и жизнью школьных традиций и уклада; травля, запугивание, ссылка преподавателей — носителей церковного сознания и духа; создание целого клана сознательных разрушителей этого духа и всего церковного. Ключевой фигурой этого богоборческого клана является М. С. Иванов, проректор по учебной работе, определяющий кадровую политику Московских духовных школ. В школьной среде его называют "серым кардиналом" за его способность всегда оставаться в тени. На учащихся он действует подавляюще, это человек "в футляре", действующий, словно диверсант в тылу врага. Сторонник экуменизма. Главный инициатор "новой программы", насыщенной языческой философией и "мертвыми" языками (старыми и новыми).

Приведем только последние факты его кадровой политики. Ни для кого из школьной среды не является секретом, что только благодаря протеже "маститого" проректора в Академии читал лекции дьякон, впоследствии свящ. Андрей (Логинов), не имеющий оконченного духовного образования. И толь-


ко после запрета в служении Святейшим Патриархом о. Андрей освобожден от чтения лекций в Академии. Или нынешний преподаватель истории религии в МДС Петровский Е. Ю. Несмотря на отсутствие соответствующего образования и отчисление воспитательным совещанием из числа учащихся 1 класса Семинарии за грубое нарушение дисциплины и нецерковное поведение, по прямому указанию Михаила Степановича он был не только оставлен учащимся в Семинарии, но и назначен преподавателем выше названной дисциплины. Эти факты красноречиво показывают, какую на самом деле "кадровую" политику в Московских Духовных Школах проводит этот "чиновник".

Не будем уже ничего говорить о регулярной "чистке" неугодных Михаилу Степановичу духовных, опытных, заслуженных преподавателей, чьи богословские знания известны всей РПЦ (прот. Валентин Асмус, Глухов И. А., прот. Валентин Радугин и др.).

Хочется в утешение привести слова Московского святителя Филарета (Дроздова):

"Едва открылось на земли созидание Церкви Христовой, как врата адовы отворились и изрыгнули против нее многочисленные враждебные силы и многообразные орудия. Врата адовы отверзлись против христианства на земли в иудействе и язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости ученых, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретенных родов ужасной смерти, — все подвигнуто было, чтобы одолеть Церковь Христианскую. И что же? Синагога, храм и град иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников, все рушилось и рассыпалось в прах; а Церковь Христова осталась, возросла, утвердилась, возвысилась, расширилась, восгосподствовала. Ад, посрамленный, но не истощившийся в хитростях и злобе, хотел было подкопаться под основание Церкви и отворить себе новые тайные врата против Церкви через ереси и расколы;

но где уже Арий, Македонии, Несторий, Диоскор и множество древних и новых ересеначальников и раскольников с их сонмищами? "Врата адовы" отворились в сем случае против Церкви и только для того, чтобы ее изверги туда низринулись, а ее не одолели, и поскольку "небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут", никогда, никакими усилиями, ни ухищрениями врата адовы не одолеют ее" (кн. 8, 1869 г.).

Что же можно пожелать для нашей "Аlma mater" МДАиС? Ответим словами владыки Феодора: "...сама школа могла бы действительно воспитать хорошего церковного деятеля. Если еще в школе-то были люди, глубоко преданные церковному делу, то и... случайный мальчик воспринял бы от нее все лучшее, воспитался бы от духовного сокровища школы. Но там и руководители, и руководимые давно уже заражены духом западного индифирентизма, ярко бьющего в глаза уже тем самым, что большинство преподавателей и даже начальства, а в некоторых школах и все, за исключением Ректора, который по Уставу должен быть в духовном сане, — светские люди: это дело очень важное, хотя светские педагоги это и стараются замалчивать. Известно, что медиков готовят медики, инженеров — инженеры, военных — военные и т. д., а у нас будущих пастырей Церкви готовят люди совершенно не причастные к алтарю Господню, а по местам и приступающие к нему однажды в год для обязательного Причастия Святых Тайн.

Так мальчик с самого начала своей сознательной жизни в школе видит, что дело вовсе не так обстоит, как некоторым хочется: преподаватели почти все светские, а они ведь Академию прошли... зачем же нам искать священного сана? Да и в храме-то они не всегда бывают, а нас начальство загоняет:

вот мне выйти бы из опеки инспекции, так я и свободен буду в этом отношении.

Такие соображения — факт несомненный, вполне естественный и весьма гибельный — гибельный, может быть, гораздо более, чем прямое совращение с пути доброго, ибо отрицательное данное явление производит медленное парализование самого склада душевной жизни, как атмосфера, как среда, незаметно, но верно развращающая человека. Против прямого совращения, может быть, и личная воля человека скажется, а это подобно тому, как капля точит и камень. В конце концов от этого происходит взаимное и глубокое развращение молодежи всеми традициями школы с самого первого дня" (ст. 99,102).

Цитаты взяты книги: Иеромонах Зосима (Давыдов) "...Положил основание на камне (1876—1906). Архиепископ Феодор (Поздеевский) (1876-1937). Жизнь. Деятельность. Труды". М., 2000 г.