Bogovopl
Священник Феофилакт.

Дополнение к статье «Пагубное вольномыслие». О Боговоплощении.

                       Сам вопрос о качестве воспринятой в Боговоплощении Спасителем природы, который задают проф. А.И.Осипов и проф. М.С.Иванов, неверен. И вот почему: он предполагает существование некоей готовой природы, которая в момент вселения Слова в утробу Богоматери восприемлется в Божественную ипостась. Так учил между прочим Евтихий . Свт. Флавиан Константинопольский в послании ко Льву Великому выделяет следующие пункты вероучения константинопольского архимандрита:
«Ибо этот Евтихий , удерживал в себе скрытую болезнь развращённого учения.... недобросовестно и бесстыдно начал распространять между многими собственное нечестие, говоря, что прежде вочеловечения нашего Спасителя Иисуса Христа, были два естества - Божеское и человеческое, а после их соединения в Нём стали одно естество...»(Деяния Всел. Соборов. Собор IV. СПб.1996.т.2, с 15)
Святитель Лев Великий и в Томосе и в посланиях, указывал, что «наша природа, чтобы она была наперёд сотворена, а потом воспринята, но так, что она получила своё происхождение вместе с восприятием». (Послание свят. Льва к Юлиану, епископу Косскому. Деяния т.2, с 21)
Мы вправе говорить о том, что Бог Слово, вселяясь в утробу Богоматери, в Своей ипостаси из «пречистых девственных кровей» (преп. Иоанн Дамаскин) создаёт, творит Себе человеческую природу. И творение и восприятие и вселение всё это единовременное действие Творческого Слова. Это подтверждает и преп. Иоанн Дамаскин. Выделим основные позиции логической схемы преп. Иоанна
1.  Святый Дух сходит на Пречистую Деву, очищает Её и дарует Ей силу для принятия Божества Слова и Его рождение.
2.  Сын Божий осенил Богоматерь «как бы божественное семя, и из непорочных и чистейших Её кровей образовал Себе плоть».
3.   Само Слово Божие для плоти соделалось Ипостасью.
4.  Вселившись в утробу Святой Девы, «Оно (Слово) в Своей Ипостаси неописуемо восприняло Себе от чистых кровей Приснодевы плоть, одушевлённую душею, одарённую и разумом и умом, взяв Себе начатки человеческого смещения. (Точное изложение православной веры. Кн.3, гл.2, с 122-123)
5.  Плоть Спасителя была сразу же обожена, то есть с момента самого зачатия Богоматери, приведения её в бытие. Поэтому в момент зачатия совершилось: восприятие, бытие и обожествление плоти Словом». (Точное изложение православной веры. Кн.3 , гл.12, с151)
Человеческое естество воспринятое Спасителем в принципе не может быть таким, каким оно стало у Адам по грехопадении.
Естество по грехопадении у человека приобрело следующие свойства:
1.  Уклонение ума от Бога к себе
2.  Измышление страстей и удовольствий
3.  Сильное склонение воли ко греху
4.  Плотская похоть
5.  Неведение Бога
6.  Противление воли Божией
7.  Эгоизм
8.  Кожаные ризы, то есть дебелость плоти, тление и смерть.
9.  Тирания диавола.
Первые семь пунктов обозначают серьёзное духовно-нравственное повреждение, которое коротко названо отцами церкви (например, свт. Григорий Палама. Письмо к инокини Ксении). Как духовная смерть, смерть бессмертной души.
                  Вот это-то состояние и называется грехом первородным, то есть амартиа. И оно передавалось новорождённому через страсть рождения.
                  В конце концов свт. Лев Великий и говорит, что «там где не было излияния семени - там не было и греха». Само семя является продуктом похоти. Почему царь Давид в хорошо всем известном 50 псалме пишет « И во гресех родила меня мати моя». Именно в таком смысле изъяснён Св. Афанасием данный стих псалма.
Почему при зачатии Бога Слова изгоняется естественный способ рождения. Господь воспринимает поэтому естество, а не грех. Его человеческое естество обожённое было чуждо первородного греха, духовно-нравственной порче. Даже воспринятые Им кожаные ризы действовали не по необходимости, а по попущению Божеской воли. (См. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн 3, гл. 20).
Человеческая природа по определению 6-го Вселенского Собора действовала сообразно естеству,  и воля во всём следовала Божественной воле.
               Следуя же мысли проф. А.И.Осипова о повреждённости природы Спасителя, мы придём к серьёзным противоречиям по отношению к учению Церкви. Бог творец  греха, а значит и зла. Это один из главных выводов из рассуждений профессора. А второй : - воля человеческая противилась Божеской. Что в принципе профессор и утверждает, когда разъясняет Гефсиманское борение, как противоречие и борьбу воль. Это откровенная ересь.
Св. Папа Агафон пишет:
1.  «Исповедуем также, что каждое из Его естеств имеет естественные свойства, божеское божеские свойства, человеческое - все человеческие, кроме только греха». (Деяния Вселенских Соборов. СПб 1996, т.4, с 93)
2.  «Но исповедуя два естества, два естественных хотения и два естественных действия в едином Господе нашем Иисусе Христе, мы не учим, что они противны и враждебны друг другу» (с.33)
3.  « Итак Им воспринята и спасена и человеческая воля вместе с человеческим естеством, а то, что спасено восприявшим, не может быть Ему противным. Ибо Творец ничего не создал противным Себе и ничего не воспринял в таинстве воплощения» (с. 39)
Эти замечания свт. Агафона всецело одобрены православными на VI-ом Вселенском Соборе. Учение А.И.Осипова и М.С.Иванова о восприятии Спасителем падшей природы человека просто неверно и лживо.