Ivfr
православный сайт ХОРОС
При перепечатке ссылка на сайт обязательна
Десять лет борьбы против канонического Православия.

ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ. 1990-2000 гг.
                В конце 1980-х годов Ивано-Франковскаяепархия в Русской Пpaвoславной Церкви была одной из самых богатых и процветавших. Но после легализации осенью 1989 года Украинской греко-католической /униатской/ церкви и создания раскольнической "автокефальной" церкви "Киевского патриархата" на Ивано-Франковщине из почти 400 осталось около 20 приходов, остальные были отобраны с помощью местных властей. Молитвенная жизнь прихожан УПЦ-МП протекает в условиях морального террора со стороны раскольников и инославных, при недоброжелательном отношении местных властей.
                 После печально известного "объединительного" собора, организованного летом 1992 года в Киеве бывшим митрополитом Филаретом /Денисенко/, в Ивано-Франковск прибыли его "полномочные" представители. Объектом их  притязаний стали здание епархиального управления и культовые сооружения УПЦ-МП, то есть храмы. В то время Александр Николаевич Волков был депутатом Ивано-Франковского областного совета ( ныне староста Русской общины), поэтому ему довелось непосредственно защищать права и свободы граждан Украины - православных верующих УПЦ-MП
19 июня 1992 года он вместе со священниками УПЦ-МП Михаилом Шуваром и в то время Адамом - теперь Амфилохием (Залецким) побывал на личном приёме у главы областной госадминистрации В.О.Павлыка. Господин Павлык заверил их, что органы власти и милиция предпримут все надлежащие меры для предотвращения насилия и беспорядков.
                  20 июня 1992 года А.Н.Волков также встретился с начальником областного управления внутренних дел генералом Паньковым, который также твердо пообещал ему, что милиция не допустит противоправных акций. В тот же день он, как депутат областного совета, направил телеграмму президенту Украины Л.М.Кравчуку с требованием предотвратить межконфессиональний конфликт.
Однако вечером 22 июня 1992 года местное государственное телевидение предоставило прямой эфир назначенному Филаретом на Ивано-Франковскую кафедру "епископу" Варсанофию, который призвал всех нaциoнaльных сознательных украинцев не допустить якобы готовящегося вывоза в Россию "огромных церковных ценностей  из здания епархиального управления УПЦ-МП. После этого провокационного призыва обстановка вокруг здания епархии резко обострилась. А.Н.Волков вместе с группой верующих побывал вечером 22 июня в дежурной части областного УВД, где офицер милиции вежливо пояснил им, что люди около зданияепархии не дают вывозить в Россию церковное имущество, и милиция в такие конфликты не вмешивается.
                      Тем временем около ворот епархии собралось несколько десятков крайне возбуждённых людей, в основном активистов националистических организаций. Они выкрикивали антироссийские лозунги, оскорбляли честь и достоинство верующих УПЦ-МП, угрожали физической расправой.
                     В связи с полной бездеятельностью местных властей и милиции А.Н.Волков в ночь с 22 на 23 июня выехал в Черновцы, где утром 23 июня 1992 года его принял епископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий. По его просьбе епископ Онуфрий направил срочные телеграммы главе Ивано-Франковской облгосадминистрации Б.Павлыку и начальнику областного УВД генералу М.Панькову, в которых предупредил их о возможном выезде в Ивано-Франковск для помощи единоверцам нескольких тысяч верующих УПЦ-МП Буковины. Как стало позже известно, именно эти телеграммы заставили милицию срочно вмешаться и пресечь штурм раскольниками-филаретовцами при поддержке униатов здания Ивано-Франковского епархиального управления. Но до этого при защите здания епархии были тяжело травмированы православные  священники Михаил Шувар, Адам Залецкий, Николай Богаченко и группа мирян, в том числе несовершеннолетние. Священник Михаил Шувар пролежал долгое время в реанимации, а Адам Зелецкий претерпел тяжёлую операцию на перебитые руки.
                      Уголовное дело, возбуждённое по факту хулиганских действий, расследовалось очень долго и в конечном итоге было закрыто ввиду "незначительности происшествия".
                     Таким образом, благодаря твёрдой и решительной позиции епископа  Черновицкого и Буковинского Онуфрия и защитников епархии в Ивано-Франковской области летом 1992 года, раскольникам-филаретовцам не удалось осуществить захват здания епархиального управления.
В дальнейшем главную роль в борьбе против канонического Православия стали играть местные органы власти и государственные средства массовой информации Ивано-Франковской области.
                    12 сентября 1994 года Ивано-Франковский горисполком своим решением № 308 передал здание епархиального управления, которым каноническая Православная Церковь пользовалась с I960 года, религиозной общине Украинской греко-католической /униатской/ церкви. После истечения срока аренды 1 июля 1998 года правящий архиерей УПЦ-МП епископ Николай (Грох) покинул здание, в реконструкцию и капитальный ремонт которого на протяжении 30 лет были израсходованы значительные суммы денег, собранных православными верующими. Ему был куплен дом под епархиальное управление в другом месте города. В бывшем здании епархии, фактически при знании, что епархию отбирают, Владыкой Николаем был сделан и освящён действующий храм, где проходили службы.
                   В течении 1997 года интенсивное вытеснение УПЦ-МП из областного центра предприняли Ивано-Франковские областная госадминистрация и горисполком.Как сказано в имеющихся документах, Ивано-Франковская облгосадминистрация в тайне от правящего архиерея и верующих УПЦ-МП отменила распоряжение Ивано-Франковского облисполкома № 62-р от 09.03.1992 года, которым предусматривалась передача епархии УПЦ-МП - бывшего иезуитского костёла и помещений иезуитского монастыря по улице Грюнвальдской, 3 в областном центре. Согласно распоряжения и 456 от 25.06.1997 года Ивано-Франковская облгосадминистрация передала костёл и помещения монастыря раскольнической епархии "УПЦ Киевского Патриархата" - анафематсванным раскольникам.
                  В свою очередь, Ивано-Франковский горисполком своим решением № 279 от 26,08.1997 года помещения бывшего детского сада по улице Пушкина 6, в которых на протяжении семи лет (в то время семи лет) функционировал единственный в городе молитвенный дом-храм УПЦ-МП, передал всё той же раскольнической анафематствованной епархии "УПЦ Киевского Патриархата".
Однако в случае с молитвенным домом по улице Пушкина 6, городские власти столкнулись с организованным и эффективным сопротивлением православных верующих. Во все инстанции Украинского государства были направлена жалобы, собрано около полутора тысяч подписей, с помощью средств массовой информации оповещена православная общественность Украины и России. Поэтому когда в середине января 1998 года раскольники на "УПЦ Киевского Патриархата" решили в принудительном порядке "выполнить" решение Ивано-Франковского горисполкома, православно-патриотические организации Москвы дважды, 29 января и 2 февраля 1998 года пикетировали Посольство Украины в России. Инцидент приобрёл широкий резонанс, поэтому под давлением центральных органов власти Украины Ивано-Франковский горисполком отменил злополучное решение и продлил срок аренды с религиозной общиной УПЦ-МП.
В молитвенном доме -Спасо-Преображенском храме по улице Пушкина 6, продолжают совершаться ежедневные богослужения.
               Но самой серьёзной опасностью для канонического Православия является политика государственного экуменизма, что разлагает приходы:
канонической Православной Церкви изнутри.
21 февраля 1995 года Ивано-Франковский областной совет принял решение "О религиозной ситуации в области". Первый пункт решения гласит: "Определить первоочередной задачей всех органов власти вести политику направленную на примирение, сближение и объединение традиционных украинских церквей".
В отношении тех православных общин, которые будут сопротивляться политике "объединения традиционных украинских церквей", были предусмотрены:
              пункт 11: "Считать неправомерным использование культовых сооружений религиозными общинами по договорам, заключённым до перерегистрации этих общин";
              пункт 13: "Отделениям банков, страховым организациям совершать приём платежей и другие финансовые операции только при наличии документов о регистрации общины и праве владения или пользования культовым сооружением» .
Воплощение в жизнь этих пунктов решения облсовета фактически означало  прекращение во внесудебном порядке деятельности религиозных организаций, в основном религиозных общин УПЦ-МП.
В связи с этим, на заседании сессии облсовета 21 февраля 1995 года управляющий Ивано-Франковской епархией УПЦ-МП епископ Николай (Грох) под давлением властей, фактически шантажировавших его, поставил свою подпись под совместным заявлением лжепископов двух церквей: "УПЦ - Киевского Патриархата" и Украинской греко-католической /униатской/ церкви, тем самым изменив православию. В данном заявлении подписанты безоговорочно признавали Святые Таинства подписавшихся конфессий. Заявление было немедленно обнародовано всеми государственными средствами массовой информации Ивано-Франковской области.
             Русская община Ивано-Фраиковской области обратилась в Генеральную прокуратуру Украины. На протяжении 1995 года прокуратурой было направлено в областной совет четыре документа прокурорского реагирования, но облсовет наотрез отказался отменить решение .
 "О религиозной ситуаций в области" от 21.02.1995 года.
             В январе 1996 года Русская община Ивано-Франковской области направила сообщение в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. Сообщение было принято и поставлено на контроль Комитетом по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО. После этого по требованию Министерства иностранных дед Украины прокуратура Ивано-Франковской области направила исковое заявление в Ивано-Франковский городской суд, который 29 октября 1996 года признал незаконным пункты 8, 11, 13 упомянутого решения облсовета. Однако первый пункт, касающийся политики "объединения церкви", был оставлен в силе.
             Этим воспользовалась Ивано-Франковская областная госадминистрация, которая в день католического Рождества Христова 25 декабря 1996 года собрала местных правящих архиереев, «УПЦ Киевского Патриархата»  и Украинской греко-католической /униатской/ церкви и епископа Николая УПЦ Московского патриархата. Владыки перечисленных конфессий вместе с главою Ивано-Франковской облгосадминистрации С.В.Волковецким стали соучредителями так называемого "Экуменического Совета Ивано-Франковской области". В тот же день на первом заседании этого государственно-церковного органа было принято «Обращение ко всем христианам Ивано-Франковской области", в котором заявлено о взаимном безоговорочном признании благодатности всех Святых Таинств упомянутых конфессий, обнародован призыв ко всеобщему евхаристическому общению.
             И снова Русская община Ивано-Франковской области направила жалобы во все инстанции Украинского государства. В марте 1998 года Ивано-Франковский городской суд признал по нашей жалобе незаконным членство в "Экуменическом Совете Ивано-Франковской области" представителей органов государственной власти, так как это явно нарушало конституционный принцип отделения Церкви от государства.
             В январе 1998 года смуту и нестроения среди верующих УПЦ-МП областного центра вызвал указ правящего архиерея об увольнении от исполнения обязанностей клирика Спасо-Преображенского храма УПЦ-МП по улице Пушкина 6, митрофорного протоиерея Михаила Шувара, члена совета и духовника Русской общины Ивано-Франковской области. Когда по жалобам верующих в Ивано-Франковск приехала комиссия Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, управляющий Ивано-Франковской епархией публично заявив, что увольнение о.Михаила Шувара вызвано прямым указанием главы Ивано-Франковской облгосадминистрации М.В.Вышиванюка и председателя Ивано-Франковского горисполкома Б.К.Боровича, которые потребовали, отстранить от служения в областном центре явного неэкумениста и сторонника единства Русской Православной Церкви.
После выборов Верховной Рады Украины в марте 1998 года и до выборов в ноябре 1999 года Президента Украины местные власти временно прекратили открытые действия по воплощению в жизнь политики "объединения церквей".
              Но уже четыре дня спустя после избрания Л.Д.Кучмы на пост президента Украины 18.11.1999 года в газете "Тижневик Галичини" была помещена статья "Пора почуватись народом" в которой обнародован призыв "Организации украинского национального движения Москвы" ликвидировать приходы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата путём "передачи всех её сооружений и оборудования Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата".
20.11.1999 года в газете "Галичина" помещена статья "Фундамент духовноi едностi нацii», которую подготовил Богдан Вивчар. В данной статье со ссылкой на "Организацию украинского национального движения Москвы" утверждается, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата является "антиукраинской, антигосударственной организацией, работающей на уничтожение украинской национальной культуры, на ликвидацию независимости Украины и возвращение её в лоно Российской империи. Ни для кого не тайна, что промосковские попы и иерархи в своей деятельности подрывают устои Украинского государства. Московский патриархат через эту епархию пытается сохранить господство России в Украине...  Ко всему, эта церковная структура ещё и грабит украинский народ, вывозя в Россию деньги, собранные подаянием в "своих: приходах, а также культурные и духовные ценности украинской нации, обирая храмы  и культовые сооружения, находящиеся под её властью".
              В связи с этими клеветническими публикациями совет Русской общины Ивано-Франковской области принял заявление, направленное в редакцию государственной газеты "Галичина" - "Тижневик Галичини". 16.12.1999 года в газете "Тижневик Галичини" была помещена статья "На дзеркало нема чого нарiкати...", в которой вновь обнародованы клеветнические сведения об Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Русская община Ивано-Франковской области была вынуждена направить запросы в государственные органы Украины и России. Из полученных ответов следует, что во-первых, "Организации украинского национального движения Москвы" не существует. Главное управление юстиции г.Москвы указанную общественную организацию не регистрировало, сведениями о ней не располагает.
Во-вторых, правоохранительные органы Украины и Государственный комитет Украины по делам религий не располагают фактами, свидетельствующими об "антиукраинской, антигосударственной" деятельности Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а также о вывозе ею "культурных и духовных ценностей украинской нации".
Таким образом, редакция газеты "Галичина" - "Тижневик Галичини сотрудники которой имеют статус государственных служащих, в нарушение Конституции и других законодательных актов Украины разжигает межконфессиональную и межнациональную рознь, оскорбляет чувства граждан Украины в связи с их религиозными убеждениями, создаёт вокруг верующих УПЦ-МП нетерпимую моральную атмосферу.
Жалобы на клеветнические и оскорбительные публикации газеты "Галичина" - "Тижневик Галичини" были направлены учредителю газеты Ивано-Франковскому областному совету. Генеральному прокурору Украины, Службе безопасности Украины и Президенту Украины Л.Д.Кучме. Письменный ответ пришёл только из прокуратуры, посоветовавшей обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства. Учитывая, что аналогичные иски о защите чести и достоинства Русской общины Ивано-Франковской области находятся в суде без движения более трёх лет, можно сделать вывод о фактическом поощрении властями антиправославной кампании в средствах массовой информации Украины.
          А тем временем Косовский районный совет Ивано-Франковской области на своей сессии принял специальное обращение на имя президента Украины Л.Д.Кучмы, в котором предупредил о  нежелательных последствиях  абсолютно законной регистрации в районе религиозной общины Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Текст обращения был обнародован в начале февраля 2000 года государственными средствами массовой информации Ивано-Франковский области.
             Особое внимание надо обратить на то, что государственное руководство Украины уже открыто проводит политическую линию на отделение Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви. Президент Украины Л.Д.Кучма на торжественном заседании 21.01.2000 года, посвящённом 2000-летию Рождества Христова, публично заявил о намерении властей Украины всячески содействовать созданию "единой поместной Украинской христианской церкви".
               Ещё огорчительнее то, что сам Владыка Николай (Грох)своими поступками содействует расчленению единой Руси и Русской Церкви. Ведёт активную борьбу против раздачи верующим православных газет «Десятина»., редактором которой является А.И.Буркин, председатель Центрального Совета ООД «Россия Православная», деятельность которого неоднократно официально благословлена Святейшим Патриархом Алексием II.
               После выборов Президента в государственных средствах массовой
информации постоянно публикуются "научные статьи" и обнародуются
"размышления" национально-озабоченных деятелей из числа бывших функционеров KПCC - КПУ, доказывающих "насущную необходимость" выхода УПЦ-МП из-под омофора патриарха Московского и Всея Руси. В дальнейшем предусматривается слияние автокефальной УПЦ с рядом раскольнических пронационалистических псевдоправославных группировок, а в конечном итоге - "воссоединение" с Украинской греко-католической /униатскою/церковью под омофором Папы Римского.
                 Претворение в жизнь планов по созданию "единой поместной Украинской христианской церкви" означает разрыв единого духовного пространства восточнославянских народов Святой Руси, что грозит невиданным со времён Брестской унии 1596 года моральным, и не только моральным, насилием над миллионами верующими канонической Православной Церкви в Украине.
                  В западных областях Украины, в частности, на Ивано-Франковщине в течении десяти лет отрабатываются приёмы борьбы с каноническим Православием.
Между тем, именно Украинская Православная Церковь Московского Патриархата весной и летом 1999 года резко осудила агрессию блока НАТО против Югославии. Верующие УПЦ-МП, в отличие от раскольников и инославных. крайне негативно относятся к сотрудничеству Украины с блоком НАТО, выступают за более тесные связи Украины с Россией и Беларусией. А это объективно противоречит провозглашенному государственным руководством Украины стратегическому "евроатлантическому" курсу.
                   По всей видимости, давление на священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата будет усиливаться. Все выше упомянутые факты свидетельствуют: государственные органы власти Украины вмешиваются во внутрицерковную жизнь и дела церкви, активно поддерживая униатов и раскольников, вынуждая архиереев и священников УПЦ-МП заниматься "экуменическим диалогом" и малодушные к этому склонны, а есть и такие которые активно проводят это в жизнь.
                    Объективно необходима активизация правозащитной деятельности общественных православных организаций. Священноначалие Русской Православной Церкви, по нашему мнению, должно более смело опираться на Союз Православных Братств России и Украины, которые выступают за единство Русской Православной Церкви, против ложной автокефалии .

Составлено согласно документов.
Александр Повелихин, член Союза Православных братств,  Союза Православных граждан.
Июль 2000 год.