patr
Многие считают, что вопрос ИНН не является вероисповедальным. Г.И. Букаев, названный архим. Тихоном православным человеком, заверил, что принимать ИНН никто принуждать не будет. То есть принимать ИНН необязательно. Вроде всё ясно: хочешь принимать - принимай, не хочешь - непринимай, но происходит нечто совершенно непонятное ( коментарий хороса):
Патриарх Алексий II призвал не отказываться от ИНН.
01.02.2001
Сегодня во время посещения Издательского совета Московской Патриархии
высказался по вопросу, вызывающему ныне всякого рода толки среди части
православных верующих, - об индивидуальных налоговых номерах (ИНН).
Искусственно возбуждаемая вокруг этого вопроса нездоровая полемика, считает
Первосвятитель, имеет своей целью посеять разделения в церковной ограде.
Патриарх сказал о том, что не видит ничего противоречащего христианству в
присвоении верующим индивидуального номера налогоплательщика /ИНН/. Он
расценил как попытку внести раздор в общество и посеять недоверие к власти
развернутую некоторыми СМИ кампанию, призывающую верующих отказываться от
принятия ИНН, поскольку это якобы означает отказ от христианства. Патриарх
подчеркнул, что те, кто распространяет подобные слухи, наносят вред Церкви.
Плохую услугу оказывают Церкви и те, кто обращаются в налоговую службу с
заявлениями об отказе от ИНН. "Может создастся впечатление, что люди просто
не хотят платить налоги",- отметил Патриарх.
Он напомнил, что министерство по налогам и сборам "максимально пошло нам
навстречу". Достигнута договоренность, что верующие не будут писать
заявлений с просьбой о присвоении ИНН: у человека, который имеет
христианское имя, необходимость писать заявление вызывает смущение, отметил
Патриарх. Сейчас достаточно заполнить анкету. Кроме того, по словам
Патриарха, руководство министерства по налогам и сборам заверило его, что
никого не будут принуждать к принятию ИНН.
Святейший Патриарх сообщил о том, что в феврале нынешнего года состоится
заседание Синодальной богословской комиссии, на котором этот вопрос будет
рассматриваться при участии священнослужителей, пользующихся в Церкви особым
авторитетом, в частности, с учетом мнения архимандрита Иоанна Крестьянкина и
протоиерея Николая Гурьянова. Святейший Патриарх отметил, что люди, сеющие
суеверия и вводящие ближних в смущения по вопросу принятия ИНН, на деле
фальсифицируют суждения старцев. Иерархи Церкви и опытные духовники
решительно противостоят попыткам спровоцировать нестроения в церковной среде
в связи с введением ИНН.
Очевидно, что вопрос о принятии ИНН, как никакой другой вопрос, раскалывает
православных мирян и даже духовенство на две противостоящие (пока на уровне
полемики) части.
В прессе неоднократно раздавались призывы, направленные к священноначалию
РПЦ созвать для обсуждения вопроса об ИНН общецерковную конференцию, выводы
которой должны быть окончательными для Церкви и носить характер, если и не
догматический, то по крайней мере вероучительный. В противном случае, Церкви
может реально угрожать раскол.
Сегодняшее заявление Патриарха назначении специального заседания Синодальной
богословской комиссии по вопросу об ИНН говороит о том, что он понимает эту
угрозу. Однако мнение богословской комиссии, скорее всего, окажется
недостаточным, необходимо привлечение всего соборного разума Церкви, чтобы
те, кто будет продолжать выступать против мнения священноначалия понимали,
что становяться в оппозицию всей Церкви, а не просто оспаривают мнение
своего архиерея или даже Патриарха.
Уже сейчас официальные решения церковного священноначалия часто на уровне
отношений прихожанина со своим духовником явочным порядком перестают
действовать. Приходящий на исповедь или духовную беседу к авторитетному для
него священнику среднестатистический прихожанин скорее всего не знаком или
просто не интересуется заявлениями Священного Синода, обращениями Патриарха
или епархиального архиерея, протоколами о сотрудничестве и договорами
Московской Патриархии с Министерством по налогам и сборам. Он слушает своего
священника, верит ему, ориентируется на его советы.
Священник же, если он является противником ИНН, или не рекомендует, или
попросту запрещает своему духовному чаду принимать налоговый номер. Если,
напротив, священник не разделяет взгляды противников ИНН, то он посоветует
своему духовному чаду не углубляться во всю эту проблематику, а молиться
Богу и каяться в своих грехах во смирении и в простоте сердца. Бывают,
конечно, многочисленные пограничные ситуации, когда невозможно однозначно
определить позицию ни священника, ни прихожанина. Бывает, что вопрос об ИНН
при всей серьезности не вносит раздора в отношения духовника и духовного
чада. Наконец, бывает, что прихожанин не соглашается с мнением пастыря,
остается при своем разумении и отходит от общения с прежним духовником,
выходя на поиски нового духовника.
Как бы то ни было, официальные церковные решения по вопросу о присвоении ИНН
на сегодняшний день играют ничтожно малую роль в любой из вышеописанных
ситуаций. Складывается положение, при котором в этом вопросе духовенство и
миряне начинают более всего руководствоваться велением собственной
христианской совести. Такая "диктатура совести" таит в себе очевидные
опасности: от возможности открытого церковного раскола до раскола скрытого,
потаенного, когда священноначалие просто перестает восприниматься как
источник вероучительного авторитета, а его решения и распоряжения - при
сохранении канонического единства с ним - начинают рассматриваться как
своего рода "информационный шум", к которому можно не прислушиваться и
которым можно пренебречь. При этом духовники и их чада начинают создавать
своего рода "обычное право" Церкви на ее приходском или монастырском уровне,
которым руководствуются сами и призывают руководствоваться тех, кто может
услышать их голос.
Дмитрий Сафонов, Страна.Ру