Kirill1.htm
Журнал Московской патриархии №4 2001

Избранные места из интервью митр. Кирилла

Надо сразу сказать, что ничего особенного митр. Кирилл не сказал. Но нам хотелось показать, что ставшие уже обычными изречения наших архиереев, которые нас совсем не удивляют, иной раз бывают похуже экуменических радений.  Эти шабаши с танцами дикарей вызывают неприязнь у любого разумного человека, а приемлемые, вроде бы, высказывания спокойно проглатываются и к ним привыкают. И таким способом внедряются СВОИ (или СВОИХ) представления о Церкви. И незаметно меняется понимание Церкви безо всякого противоречия догматам

- Все недостатки нашей информационной политики особенно ярко проявились в истории с ИНН. Каково Ваше мнение на этот счет?

- В связи с этой историей возникают такие мысли. Есть некие волны, которые будоражат церковную жизнь. Первая такая волна была связана с темой: Церковь и КГБ, вторая - с экуменизмом, третья - с канонизацией Царской Семьи, теперь - с ИНН. И я спрашиваю: это что - случайность?

Примечание.  Конечно же , не случайность. Это голос церковного народа, который был обеспокоен тем, что его пастыри работали в органах или с органами. Это не просто совмещение мирской и церковной должности, это нравственная проблема. Впрочем, наверное, были и такие, которые соглашались по слабости сотрудничать, но ни на кого  не доносили, не клеветали. Про экуменизм  и говорить нечего.  Для тех,  кто принадлежит Церкви, а не "работает" в церкви, "экуменические контакты" - это не ересь, это гораздо больше и страшнее, это - отступничество. Канонизация Царской Семьи была насущной проблемой  Церкви. Но насколько канонизация была искренно принята архиереями, имеющими большой опыт работы в церкви в советский период, - это большой вопрос. Неясно, сколько здесь от церковной политики. Вопрос ИНН  - это первый вопрос, который затронул не абстрактно какое-то общество людей, а конкретно каждую личность. И здесь отступничество выявилось во всей своей ужасающей мощи.

Причем все эти проблемы такие волнения создают внутри Церкви, что возникает угроза раскола.

Примечание. Отметим, что все церковные лица, придерживающиеся эволюционисткого подхода к миру ( то есть эволюционировать вместе с миром до... Никто не может сказать -  до чего), крайне не оригинальны. Опять пугают внешним расколом. Никто никогда не боялся отсоединить от церковной организации, к примеру , еретиков, которые и так уже в реальности отпали от Церкви. Нас в первую очередь должна волновать наша реальная принадлежность к Церкви, личная или группы людей, совершающих одинаковые действия ( например, купивших обманом свидетельства о принесении жертвы богам), а не перспектива поссориться с одним или двумя архиереями ( хотя это важно, но уже во вторую очередь).

Когда говорят, что 80 священников одной из епархий готовы уйти в раскол из-за ИНН, значит это не случайное явление.

Примечание. Кто говорит? Не один пока не ушёл. Некрасиво прибегать к заведомо ложным...

Я хорошо знаю, как, например, в отношении экуменизма вся эта деятельность оплачивалась из-за рубежа.

Примечание.  См. предыдущий пункт. Кто же эти меценаты из-за рубежа? РПЦз? Которая сама вяло реагирует на эту проблему. А свои архиереи ответили о.Тихону (Шевкунову), что они , вообще, такой проблемы не знают. Кому верить? Или это масонские круги? Или сами глобалисты? Кажется, однако, что это означает валить со больной головы....

 Есть силы, которые работают против Русской Церкви. Мы проследили каналы доставки информации и материальных средств - средства тратятся огромные. Когда газеты с будоражащей церковную общественность информацией, издаваемые людьми, которые «раскачивают лодку», рассылаются бесплатно по всем приходам и монастырям, я спрашиваю: на какие деньги?

Примечание.  К кому бы обратиться, чтобы и нам прислали эти легендарные газеты. Или это "Русский Вестник" ( тираж 45.000 экз. на всю Россию, который распространяется далеко не бесплатно). Нет, надо сказать, что церковные лица не оригинальны.

 Почему сегодня у Русской Церкви нет денег, чтобы издать и бесплатно разослать материалы Юбилейного Архиерейского Собора? То, что просит каждый священник. Нет средств, чтобы в 20 000 адресов эти документы направить. А у этих людей есть средства. За всем этим стоит чья-то направляющая рука, это часть борьбы с нашей Церковью.

Примечание.  Только прошла канонизация бывших агентов, предателей, врагов народа,  как митрополит уже находит новых. Невольно задумаешься, а с кем были бы тогда многие из тех, которые теперь канонизируют... (Философский вопрос, относящийся не только к архиереем). Мы все прекрасно знаем о православных людях: Путине В.В, Букаеве, Лужкове, Вяхиреве, Ельцине, даже есть сведения, что в последнее время Березовский Б.А. оказался православным. А сочувствуют православию все высокопоставленные люди, даже кто посещает синагогу. Хочется спросить наших архиереев: почему же они не призовут свою небедную паству  издать ЖМП с материалами Юбилейного собора тиражом 20.000 экз.? Или всё же жертвуют? Кстати, распоряжаться собственностью церкви - это обязанность архиереев ( а не диктовать Ей, что считать ложью, а что истиной). Так что винить некого. При таком экономическом расцвете церкви не справиться с тем, что под силу небольшому издательству!

 За всем этим стоит чья-то направляющая рука, это часть борьбы с нашей Церковью.

Примечание.  Опять с больной... Направляющая рука в Церкви - это Сам Бог (раза два он упомянут в интервью митрополита,. в прошлые времена было хуже). Он и заставляет людей беспокоиться о своём спасении, которое для многих ещё не является абстракцией. Вот хотелось бы  увидеть другую направляющую руку, но об этом потом.

 И народ наш должен это знать. Нужно заканчивать «раскачивание лодки». Помните, что если сам человек не хочет попасть в лапы к дьяволу, то никогда никакими магическими цифрами и словами этого сделать с ним нельзя.

Примечание. Это сотериологическое учение не нуждается в коментариях

Но есть еще одна серьезная проблема: характер религиозности многих наших людей. В ней сильно присутствие обрядоверия, магизма. Приходит человек в храм и спрашивает: к какой иконе свечку поставить? Потому что свечку надо ставить к «правильной» иконе, чтобы помогло! Это же магический подход. Не просто ты приносишь свечу как жертву, как символ своей любви к Богу или к конкретному святому, как выражение своей надежды на Господа. Нет, это плата за конкретную услугу. Магизм есть утилитарное использование потусторонних сил. Не нужно нравственного усилия, не нужно духовного напряжения - человека спасает обряд, действие. Это вошло в плоть и кровь многих наших людей. И старообрядческий раскол произошел именно на этой почве. Это самое тонкое место в церковной жизни, потому что все идеи подобного рода будоражат сознание. Вот сейчас ИНН: цифры могут меня погубить, анкета может меня погубить помимо моей воли. Не мои дела, а какие-то магические цифры...

Примечание. Старый, излюбленный приём подмены одного понятия другим. Именно, не цифры, а дела

 И этим больны не только люди малообразованные, малоцерковные, но и церковные люди, и образованные тоже, к сожалению. Вопросы, которые задают вновь приходящие в Церковь, часто поражают магическим отношением к духовной реальности.
Но в этой проблеме самое важное, чтобы от слухов и разговоров не перешли к действиям. Чтобы кому-то в голову не пришло, что пора действовать.

Примечание.  К сожалению, никому не пришло, а надо было бы принять эти слова митрополита , как благословение и наконец начать русскому православному человеку действовать.

Потому что очень много в нашем обществе сил, которые заинтересованы в ослаблении Церкви. Например, по событиям на Украине, в Эстонии мы видим, что это действия извне, снаружи, это стрелы, которые вонзились в церковное тело и разорвали его. Я думаю, что и в нашем обществе есть силы, заинтересованные в ослаблении церковного влияния.

Примечание.  То что митрополит своими переговорами или попустительством немало содействовал событиям  и на Украине  и в Эстонии, он сам недавно говорил в интервью. Силы действуют, а кто-то по ночам им всё время открывает ворота крепости.

- Владыка, Вы по роду своей деятельности имеете дело с государственной властью. Как Вам кажется, она сейчас действительно настроена по отношению к Церкви благожелательно?

- Понятие власти - очень сложное понятие. Власть - это люди. Если говорить о Президенте, то он открыт, мы видим его открытость, готовность к диалогу. Но власть - это многослойный пирог, есть разные уровни власти и на этих уровнях разные люди. Я хотел бы совершенно откровенно сказать, что многие вопросы церковно-государственных отношений не решаются. Мы ставим эти вопросы, а они не решаются. И происходит это потому, что есть люди, которые активно против того, чтобы эти вопросы решались. Эти люди во власти. Но если вы спросите:

это что, сам институт власти в России сегодня против Церкви, я отвечу: нет. Конституционно, с точки зрения закона нет никаких оснований для дискриминации Церкви, но на уровне конкретных людей, конкретных чиновников такие проблемы есть. Кто-то использует свою личную власть для компрометации Церкви.

Мы должны в открытом и честном диалоге с обществом расставить все по своим местам.

Примечание.  Кто это "мы"? Архиереи , Синод? Или Церковь? Если последняя, то может быть, не все хотели бы, что митрополит говорил от Её лица. Кто будет в честном диалоге? Церковь, как Тело Христово, или как организация? И что за общество имеется в виду в разрушенной России? Одни вопросы.

 Нужно обращаться к обществу, обсуждать церковную проблематику и создавать благоприятный климат вокруг всех этих проблем. Ведь общество ждет от Церкви конкретных шагов и действий. Если мы не помогаем бедным, если мы не помогаем наркоманам, алкоголикам, если мы не помогаем беженцам, престарелым, то на нас показывают пальцем и говорят: а где же вы? И правильно показывают - это дело Церкви. Но для того чтобы придти в дом престарелых, нужно что-то в этот дом принести с собой, а чтобы что-то принести, надо это купить. Церковь не может развивать свои социальные программы без финансовых средств, а средств сегодня нет. Некоторые говорят, что в этом нет никакого недоброго умысла, но получается так, что Церковь оттесняется в то же самое гетто, в котором она находилась во времена советской власти. Тогда мы могли только служить и молиться, мы не имели права заниматься социальной работой. Но тогда было такое положение в стране - по закону Церковь не имела прав, она была оттеснена в гетто. А сегодня экономически Церковь в это гетто выдавливают. Обстоятельства в стране выдавливают. И мы очень скоро можем там оказаться. Кроме того, и в самой Церкви есть люди, которых это очень устраивает, потому что гораздо проще заниматься только чисто богослужебной деятельностью, привычной. Многие священнослужители к этому привыкли, зачем им куда-то еще идти и что-то еще делать? Поэтому здесь может произойти совмещение разных сил. И Церковь действительно может оказаться в изоляции.

Примечание. Церковная проблематика и прочее. Какие интересные слова. Что за проблематика? Из этого кусочка становится понятным, что для митрополита церковь существует, только как организация и организация благотворительная, социальная. Иначе невозможно объяснить, зачем церкви , даже как организации, заниматься борьбой с наркоманией или СПИДом, или ещё чем-то. Её дело - это спасение людей, а не ликвидация последствий жизнедеятельности очередного безбожного государства. Наверное, в этом и смысл диалога, чтобы заставить церковь стать министерством милосердия. А это тоже неплохо, в каждом министерстве есть посты министра и др. важные должности. Церковь никогда не знала благотворительности. Члены церкви её знают и будут  знать, но это всегда дело отдельной личности, которой полезно это дело ещё и в тайне хранить. Через милосердие люди получают благодать Святого Духа (см. Беседу преп. Серафима  с Мотовиловым), возрастают в вере и достигают спасения. Ясно , что ни с какой организацией это случиться не может. Никого не спасёт ( речь идёт о вечной жизни) то, что какая-то организация: приход или вся церковь в целом, переведут какие-то суммы в лечебницы наркоманов. Если кого-то направят трудиться по специальности милосердия в больницу, это тоже вряд ли будет подвигом. Так что пойдём в гетто и призовём с собой митрополита и помолимся в этом гетто, и тогда узрим, что это гетто вне социальной работы и прочих экономических прелестей и есть Царство Небесное на земле. И уверяю вас, что только мы в первый раз соберёмся во главе с митрополитом, очистившись от всякой  шелухи, как тут же за нами в это гетто устремятся и наркоманы , и алкоголики, и столь возлюбленные многими нашими архиереями протестанты и католики. Потому что лучше, чем сто раз услышать, один раз увидеть.

Нужно привлекать грамотных и культурных людей, чтобы они работали для Церкви, особенно в сфере образования, в средствах массовой информации. У нас не хватает для этого духовенства, и часто священнику действительно трудно заниматься подобным делом. Это не его дело. Я сужу по своей епархии. У нас в большинстве школ области преподаются «Основы Православия». Преподают светские преподаватели, которых мы подготовили - просто пригласили верующих

- Владыка, расскажите, пожалуйста, о нынешней ситуации в отношениях с Русской Зарубежной Церковью.

- На своем последнем Архиерейском Соборе они приняли решение о создании специальной комиссии для диалога с нами, назначили в эту комиссию очень умеренных, разумных людей, образовали подобие Отдела внешних церковных связей во главе с архимандритом Иоакимом. Я с ним встречался, и он произвел на меня хорошее впечатление - разумный, спокойный человек. Но, к сожалению, официально мы не получили никакого уведомления о том, что такая комиссия создана. Никто официально не предложил нам начать диалог. Может быть, это ошибки в делопроизводстве, а может быть, и не только в делопроизводстве. Может быть, это некоторая позиция, нежелание пока вступать в контакт.

Примечание. Лучше расформировать ОВЦС, как неканоничную организацию. Что это такое, объясните , пожалуйста! Вместо этого создают её ещё  и в бедной РПЦз

Я глубоко убежден в том, что исчерпаны все причины - исторические, психологические, политические, которые спровоцировали этот раскол, которые его поддерживали и питали. Все закончилось - нужно это ясно понять. Н я думаю, что сегодня большинство верующих и духовенства Зарубежной Церкви это понимают. Чем дольше затягивается решение этого вопроса, тем больше опасности для Русской Зарубежной Церкви самоизолироваться. Потому что никто не может понять, почему сегодня часть русских православных людей, живущих вне России, не желают иметь общения с Матерью-Церковью. Все аргументы против: экуменизм, канонизация Царской Семьи, сергианство - все это исчерпано. Достаточно ознакомиться с «Основами социальной концепции», принятыми на последнем Архиерейском Соборе, чтобы ясно увидеть, что никаких страхов, связанных с сергианством, быть уже не может, потому что ни одна Церковь не заявляла того, что заявила наша Церковь в отношении власти в этом документе. Совершенно ясно и определенно очерчено наше отношение к инославию в документе, который тоже был принят на Соборе. Канонизирована Царская Семья.

Примечание. Очень любопытно.  Теперь о "направляющей руке." По тому, как неудачно выступает митрополит, ясно, что он  к ней не относится. Где же она? Прячется среди незаметных протоиереев и архимандритов? Или ей чужды монашеские и священнические одеяния. Последним своим неудачным ответом митрополит, как некогда ранее  в связи с украинским разгромом, выявил подоплёку событий, о которой, впрочем,  все и так догадывались. Выясняется, что большинство деяний собора было выверенным ударом по РПЦз. Чтобы она "не самоизолировалась". Принятые решения, кроме канонизации, не внесли существенного изменения в жизнь церкви. Всё осталось на своих местах, но "зарубежники" получили долгожданную бумажку, что РПЦ МП не признаёт экуменизм, как учение о ветвях или о невидимой церкви. Зато признаёт, как отступничество от Церкви, поэтому всё остаётся на своих местах. А так как в рядах РПЦз уже существовала путаница, связанная с обвинениями в ереси экуменизма, то можно отметить, что "направляющая рука" направление удара рассчитала точно. Действительно, невозможно было заставить Ария отказаться от своего учения. Любой иерарх МП легко опровергнет всякое неправильное учение о Церкви ( поправимся: почти всякое) и тут же пойдёт проповедовать среди католиков, протестантов, кришнаитов на какое-нибудь сборище, творя внутренне Иисусову молитву  во время общих радений. Так что РПЦз получила то, что хотела: никаких страхов, связанных с сергианством, быть уже не может, а РПЦЗ уготован определенный раскол, которым нас так пугал митрополит в начале интервью. Оказывается, что страшно для РПЦ МП, не страшно и даже полезно для РПЦз, потому что все закончилось - нужно это ясно понять. И я думаю, что сегодня большинство верующих и духовенства Зарубежной Церкви это понимают.

Но теперь некоторые наши недоброжелатели в Русской Зарубежной Церкви говорят, что якобы мы не так относимся к нашей власти. Но это уже похоже на какой-то бред, потому что в нашем отношении к власти нет ничего, что бы могло травмировать даже самую чуткую христианскую совесть. Наша Церковь имеет партнерские отношения в диалоге с властью и ведет этот диалог достойно.

Известно, что в самом руководстве Зарубежной Церкви сейчас определенный раскол. Я очень надеюсь на то, что новые люди, которые приходят там к власти и которых я оцениваю положительно с точки зрения нашего диалога с ними, осознают необходимость решить эту проблему.

- Владыка, и последний вопрос - традиционный: каковы Ваши пожелания «Журналу Московской Патриархии»?

- Я бы хотел пожелать, чтобы «Журнал Московской Патриархии» доходил не просто до каждого прихода и до каждого священника, но до каждой верующей семьи. Тираж журнала должен составлять 50 000, 100 000, поэтому я желаю, чтобы скорее увеличилось число подписчиков, чтобы журнал помогал нам развивать внутрицерковные связи, чтобы люди знали о том, что происходит в Церкви, чтобы через «Журнал Московской Патриархии» они получали материалы, необходимые и для сердца, и для разума.

С митрополитом Смоленским и Калининградским КИРИЛЛОМ беседовала ответственный секретарь Издательского Совета Московского Патриархата М.В. ЖИЛКИНА